В законе «Про утилизацию транспортных средств» имеются «окна», которые позволяют не платить утилизационный сбор (УС). Естественно, не всем, а только определённому кругу лиц и при определённых условиях. Об этом сообщают эксперты AUTO-Consulting.
Теоретически УС должен уплачиваться только автомобильными импортёрами при таможенной очистке автомобилей. А это значит, что автомобили, которые делают в Украине, не должны повыситься в цене. Соответственно — один из способов избежать уплаты УС — открыть хотя бы отвёрточную сборку автомобилей.Но в законе всё прописано так, что при желании заводам «Еврокар» по производству Skoda и КрАСЗ по сборке SsangYong и Geely тоже придётся платить утилизационный сбор на общих основаниях, поскольку они де-факто не являются предприятиями полного цикла. Либо, как вариант, эти заводы могут пока ограничиться утверждённой правительством программой по созданию и модернизации производственных мощностей и рабочих мест.
Будут ли «ЗАЗ» и «Богдан» хотя бы частично закладывать утилизационный сбор в стоимость своих автомобилей, пока не понятно. Но формально, они будут нести обязательства по утилизации своих авто в будущем.
Кроме того, в законе говорится, что УC будут брать «при ввозе, производстве, покупке транспортных средств и кузовов к ним, которые в дальнейшем подлежат утилизации». Вдобавок, в законе сказано, что объектом налогообложения является транспортное средство, изготовленное на территории Украины для продажи на внутреннем рынке. А значит — и автомобили, произведённые в Украине, тоже могут подорожать.
Не исключено, что в соответствии с законом, утилизационный сбор придётся платить и тем, кто будет покупать автомобили у частных лиц после 1 сентября.
Зато не платить УС в соответствии с законом могут, помимо дипломатических представительств и консульств, международные организации, которые имеют иммунитет и привилегии, а также работники таких представительств, учреждений и организаций и члены их семей. Причём не определено, сколько «безналоговых» автомобилей они могут иметь или приобрести.
Но это ещё не весь контингент «неприкасаемых». Не платить УС также можно, если автотранспорт ввозится не в таможенном режиме импорта, а, например, на время.
Не станут брать УС и с автомобилей, которые реализуются для инвалидов и для детей-инвалидов. А также с транспортных средств специального назначения. Помимо скорой помощи и пожарных машин это автомобили для нужд подразделений центральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в сферах гражданской защиты и спасательной службы.
Не платят УС и те, кто ввозит в Украину оригинальный транспорт старше 30 лет. То есть, на сегодняшний день — это авто 1983 года и старше. Например, знаменитый и до сих пор популярный у нас Mercedes-Benz W126. Его уже можно зарегистрировать, как антиквариат. Или, например, ВАЗ-2106 1983 года также уже котируется как антиквариат.
Не платить УС можно и за автомобили, которые ввозятся в Украину как гуманитарная помощь.
Есть ещё шансы обойти УС и у простых граждан. Они могут приобрести автомобиль, который был импортирован в Украину до 1 сентября — даты вступления закона в силу. Эсперты ранее утверждали, что многие дилеры сумели создать склады «беспошлинных» автомобилей. Но их должно хватить максимум на 2-3 месяца. Но эта норма открывает широкое поле для маневров. Так, вполне легально можно ввезти автомобиль поагрегатно на старые документы.
Момент, который нужно учесть
По информации ВААИД, реально заработать — то есть собирать деньги на УС, отслеживать его уплату, организовать центры по утилизации, операторы смогут не ранее 1 января 2014 года. В нынешней редакции — 1 сентября 2013 года. Но с этой даты смогут только начать брать деньги с импортёров.