Министерство внутренних дел и Администрация президента не могут прийти к согласию относительно будущего добровольческих батальонов МВД. По информации «Капитала», в АП, опасаясь использования силовиков в политических акциях, уже подготовили проект указа о переводе батальонов в подчинение Минобороны.
Батальоны сохранятМинистр внутренних дел Арсен Аваков начал процесс перевода части добровольческих батальонов спецназначения МВД в состав Национальной гвардии. Первым стал добровольческий полк «Азов», о чём вчера сообщил Аваков, пишет «Капитал».
«Начата работа по доукомплектованию полка до боевого стандарта бригад Нацгвардии. Речь и о вооружении, и о технике», — сообщил министр. Аваков уточнил, что представители «Азова» уже проходят обучение в артиллерийской школе, осваивают на полигонах новые БТРы, учатся взаимодействию с танковой ротой. «Следом за «Азовом» повысят свой боевой статус — и значит боеготовность — ещё ряд боевых подразделений», — отметил министр.
Перевод «Азова» в подчинение Нацгвардии, руководителем которой ранее был действующий министр обороны Степан Полторак, совпало с обострением дискуссии руководства страны о будущем добровольческих батальонов. На данный момент их в Украине насчитывается более 70. Это батальоны теробороны, которые подчиняются Минобороны и в состав которых входят кроме добровольцев также мобилизованные. Три батальона добровольцев насчитывает Нацгвардия (которая уже месяц остаётся без командующего), самый известный из которых «Донбасс». И более 30 — батальоны спецназначения МВД. Вокруг последних сейчас, по информации «Капитала», наибольшие споры руководства МВД и администрации президента.
«В администрации уже пару месяцев пылится решение о переподчинении этих батальонов Минобороны и оснащении их тяжёлой техникой. Которую так требовали батальоны. Так вот, упёрся именно Аваков, который воспринимает батальоны как своего рода партийную армию», — рассказал источник издания в администрации президента.
Сам Аваков говорит, что у него нет расхождений с президентом относительно будущего батальонов добровольцев. «Обсуждая вопрос о батальонах, мы с президентом рассматривали модели оптимального обеспечения развития добровольческих батальонов МВД», — рассказал Аваков. Но тут же добавил, что часть подразделений останется в действующем статусе и будет подчиняться министру.
Собеседник же издания в АП уверяет, что администрация продолжает рассматривать батальоны МВД как политически заангажированные. «Потенциально это очень опасная тенденция, если политические силы будут иметь свои войска. Понятно, что про дутое «движение сопротивления», которое якобы создала Юлия Тимошенко, мы не говорим. Но наличие политически заангажированных и идейных людей с оружием — прямой путь к «чёрным полковникам», как в Греции», — говорит источник.
Напомним, что только по спискам «Народного фронта» в Верховную Раду прошли командиры четырёх добровольческих батальонов МВД.
Армии нужны добровольцы
Командир добровольческого батальона МВД «Слобожанщина» Андрей Янголенко поддерживает позицию Авакова и считает неправильным перевод подразделения в подчинение Министерству обороны. «У батальонов МВД совершенно другая функция, чем у армейских подразделений. Наши обязанности — патрулирование освобождённой территории, выявление диверсантов и скрытых сепаратистов. У нас служат кадровые милиционеры, которые знают юридические нюансы такой работы — в отличие от армейцев. Да и подготовка, дисциплинированность повыше, чем у армейских подразделений», — сказал «Капиталу» Янголенко. Он считает личной заслугой Авакова создание батальонов и называет предложения об их переподчинении «непониманием ситуации».
Однако командир добровольческого батальона «Айдар» Сергей Мельничук считает, что именно в подчинении Минобороны добровольцы смогут улучшить координацию действий и получить тяжёлое вооружение. «Добровольцы должны воевать. Для охраны порядка на освобождённой территории есть 300-тысячная армия милиции», — отметил Мельничук.
Экс-начальник Генштаба Анатолий Лопата сказал изданию, что вопрос с добровольческими батальонами необходимо решить в кратчайшие сроки из-за угрозы начала активных боевых действий в Донбассе. «В зоне военных действий необходимо единое командование. Нам же пришлось столкнуться с неразберихой, когда одни части в зоне АТО подчиняются Минобороны, другие — МВД», — считает Лопата.
Отметим, что министр обороны Степан Полторак уже заявил о начале процесса перевода добровольцев из батальонов теробороны в состав регулярных воинских частей.
Специальные батальоны МВД
По состоянию на сентябрь в Украине были сформированы или находились в стадии формирования 33 добровольческих батальона патрульной службы милиции специального назначения. Два из них, «Азов» и «Днепр-1», были преобразованы в полки с увеличением численности до 3 тысяч человек. Остальные добровольческие батальоны МВД насчитывали от 50 до 500 человек. Это батальоны «Киев-1», «Киев-2», «Киевщина», «Полтавщина», «Золотые ворота», «Артёмовск» и «Торнадо». Последний был сформирован из бойцов батальона «Шахтёрск», который Аваков распустил в октябре за мародерство.
Также министру МВД подчиняются добровольческие батальоны «Сич», «Луганск-1», «Сичеслав», «Львов», «Миротворец», «Шторм», «Ивано-Франковск», «Полтава», «Херсон», «Слобожанщина», «Сумы», «Харьков-1», «Харьков-2», «Свитязь», «Святой Николай», «Святая Мария», «Винница», «Тернополь», «Чернигов», «Кировоград», «Скиф», «Тимур», «Николаев», «Богдан» и «Кременчуг». Правда, два последних подразделения в некоторых источниках указаны как роты.
Денис Рафальский