В третьем квартале 2014 года продажи бытовой техники и электроники в Украине составили 11,4 млрд грн., что на 10,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом «Вестям» сообщила менеджер по развитию бизнеса компании GfK Евгения Егорова.
При этом сектор малой бытовой техники увеличился по итогам квартала на 13,5%, а сектор телекоммуникаций — на 1,2%. Остальные сегменты показали негативную динамику: продажи крупной бытовой техники сократились на 5,6%, потребительской электроники — на 18,4%. Сектора офисного оборудования и фототехники уменьшились на 23,5% и 48,8% соответственно.Продажи подтолкнул курс доллара
А вот в ноябре, после очередного скачка курса доллара (с 13 грн/$ до 16 грн/$), магазины снова отмечают повышенный спрос на свои товары. По словам руководителя группы управления ассортиментом сети «Эльдорадо» Вячеслава Склонного, на этой неделе (по сравнению с прошлой) резко выросли продажи бытовой техники — сразу на 50-200% (в зависимости от вида).
«Огромные всплески спроса наблюдаются тогда, когда курс начинает резко скакать. Покупатели опасаются, что цены вырастут снова, поэтому стараются быстрее приобрести нужную им технику», — подтвердил тенденцию руководитель отдела продаж магазина «Техноточка» Сергей Колосов.
По словам руководителя сети «Алло» Валерия Золотухина, растут продажи планшетов и смартфонов. «Средняя цена продаваемого телефона сейчас составляет 2,5 тыс. грн.», — отмечает он. Постепенно растёт интерес украинцев и к дорогим телефонам.
По словам экспертов, многие покупатели скупают бытовую технику и электронику из-за того, что не имеют возможности приобрести наличный доллар. Вкладывают гривну в бытовую технику, телефоны, планшеты и телевизоры в надежде впоследствии их продать по более высокой цене, которая установится на рынке после курсовой индексации.
Интернет-магазины: нечего урезать
Наиболее ощутимо после курсового скачка дорожают товары в интернет-магазинах и крупных сетях бытовой техники и электроники. Именно на этих площадках товары реализуются с небольшой наценкой продавца и урезать собственную прибыль, чтобы сохранить уровень цен, нет возможности.
«На рост курса валют особенно болезненно реагируют те, кто продаёт товар с небольшой маржой. Любое подорожание доллара или евро (которые нужны для закупок товара) на 10-15% — это уже убытки для предпринимателя, поэтому он вынужден подорожание закладывать в цену», — отметил ведущий экономический эксперт Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь.
Снова подорожает
Как отметили продавцы, в декабре в крупных сетях появится продукция уже по новым ценам: на 10-15% дороже существующей. При этом они не ждут новогоднего всплеска покупок.
«То, что клиенты хотели купить к праздникам, покупают уже сейчас, боясь, что курс прыгнет ещё», — отметил в разговоре с «Вестями» Сергей Колосов.
Денис Вергун