Всем должникам за газ и электроэнергию может грозить тюремное заключение. Такими методами премьер-министр Арсений Яценюк решил бороться с долгами в отрасли, приравняв неуплату за ресурсы к хищениям. Впрочем, главе правительства будет сложно реализовать эту идею.
Бороться с миллиардными долгами всех категорий потребителей электроэнергии и газа в Кабмине Арсения Яценюка намерены радикальными методами. Так, сам премьер Арсений Яценюк уверен, что неуплата за газ, тепловую и электрическую энергии должна рассматриваться в качестве хищения и караться уголовной ответственностью, сообщает «РБК-Украина».«Что касается должников за газ и электроэнергию. С Минфином мы погасим долги бюджетных организаций, а что касается остальных, в том числе, и частных компаний — за умышленную неуплату, правоохранительные органы и прокуратура — возбуждайте уголовные дела и считайте фактическим хищением», — заявил в ходе заседания антикризисного энергетического штаба Арсений Яценюк.
Он также сообщил, что в каждой области создадут специальные комиссии по работе с должниками, поручив проконтролировать этот процесс вице-премьеру Валерию Вощевскому.
Ранее Министерство энергетики и угольной промышленности неоднократно заявляло, что ситуация с накоплением задолженности за энергоресурсы критическая. Это, по словам профильного министра Владимира Демчишина, осложняет подготовку к предстоящему отопительному сезону.
В частности, по данным Минэнерго, генерирующие компании рассчитываются за потреблённое топливо на 57%, промышленность платит не более 72%, население — около 78%, а коммунальная теплоэнергетика — 77%.
За текущий год объём задолженности за природный газ составил 8,6 млрд грн., таким образом увеличив суммарные долги промышленности, теплоэнергетиков и потребителей до 30 млрд грн. При этом, 47% долгов приходится на промышленные предприятия, а 35% — на теплоэнергетиков.
Вместе с тем, в НАК «Нафтогаз Украины» сообщили, что на 4 августа, суммарная просроченная задолженность предприятий ТКЭ, ТЭЦ и промышленных потребителей составляет 20,6 млрд грн. (с учётом предыдущих периодов). Однако, по данным Госстата, уровень платёжной дисциплины бытовых потребителей за услуги ЖКХ намного выше, чем сообщают в Минэнерго. За первое полугодие украинцы оплатили 99,8% начисленных за этот период сумм. А долги населения с учётом предыдущих периодов составляют 12,2 млрд грн.
Заявление премьера вызвало широкий резонанс в социальных сетях. Возмущение сводилось к тому, что «у людей и так нет денег на еду, а ещё при этом предлагают сажать в тюрьму за долги по коммуналке».
Эксперты сомневаются, что правоохранительным органам удастся эффективно реализовать инициативы правительства. Юристы уверены, что заявления премьера не имеют под собой правовых оснований, поскольку взаимоотношения потребителя коммунальных услуг и их исполнителей (поставщиков) являются сферой действия гражданского, а не уголовного права.
Взыскать задолженность с потребителя предприятие-поставщик услуги может только в судебном порядке. Если суд примет решение в пользу истца, тот может обратиться в исполнительную службу с заявлением об открытии производства. Судебный исполнитель может описать имущество потребителя-неплательщика на сумму долга. В случае его превышения размера 10 минимальных зарплат (12,18 тыс. грн.) судебный исполнитель может наложить арест на квартиру должника.
«В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за хищение электроэнергии и других энергоресурсов. Но хищением может считаться только безучётное потребление при отсутствии договора», — сказал юрист Иван Смольный, специализирующийся на вопросах ЖКХ.
Речь идёт о ст. 188 прим. 1 УК — разворовывание электрической или тепловой энергии путём её самовольного использования. В зависимости от степени тяжести может налагаться штраф в размере 1,7-3,4 тыс. грн., исправительными работами на срок до 2-х лет, или лишением свободы до 3-х лет. Повторные действия караются также лишением свободы до 3-х лет. Однако эти нормы могут быть применены только в случае нанесения значительного ущерба — в 100-200 раз превышающего необлагаемые минимумы, что составляет 17 тыс. грн. и более. Также в больших размерах — в 250 (42,5 тыс. грн.) и более раз. Эта норма в УК действует с мая 2005 года.
Иван Смольный отметил, что угрозы премьера практически невозможно реализовать. «В принципе, если неплательщиком за энергоресурсы является юрлицо, то энергопоставщик может написать заявление на руководителя этой компании о служебной халатности, которая привела к потерям доходов энергопоставщика. Однако, доказать это крайне сложно», — сказал юрист.
Он также подчеркнул, что уголовной ответственности не подлежат предприятия коммунальной теплоэнергетики за их долги за природный газ. «Это тоже сфера гражданско-правовых отношений между юрлицами — поставщиком и потребителем. Но уголовная ответственность может возникнуть по факту махинаций с распределительными счетами со специальным режимом использования, на которых аккумулируются все полученные от бытовых и небытовых абонентов средства. Впрочем, если предприятие теплокоммунэнерго открыло „в тёмную“ ещё один счёт и перебрасывает на него часть средств, то претензии прежде всего будут к банку», — отметил Иван Смольный.
Он уверен, что слова премьера стоит воспринимать как «популизм и пугалку». Также эксперты уверены, что методы, предложенные Кабмином, не будут восприняты позитивно населением.
«Запугивание уголовной ответственностью не будет стимулом для потребителей улучшить платёжную дисциплину», — говорит координатор жилищно-коммунальных программ Гражданской сети «ОПОРА» Татьяна Бойко. По её словам, проводить аудит задолженности и разбираться с должниками, которые умышленно не платят за потреблённые ресурсы необходимо, но лучший метод по борьбе с долгами — разъяснительная работа.
«Иногда люди просто не знают своих прав и обязанностей. Например, некоторые не знают, что платить за услуги ЖКХ надо даже в случае отъезда, кто-то не может платить, но не знает, как оформить льготу или субсидию. С людьми надо разговаривать, договариваться о погашении или реструктуризации долга. На сегодня — это самый эффективный способ уменьшить задолженность», — резюмировала Татьяна Бойко.
Мария Цатурян
4 комментаря