Ключевой целью, которая заложена в новом законе, является переход от количественного анализа к качественному. Что это значит?
Верховная Рада внесла изменения в законодательство относительно финансового мониторинга, но почему-то этот вопрос вызвал много дискуссий. На самом деле, Украина более 15-ти лет использует этот инструмент, а последние изменения — это лишь дальнейшая адаптация национального законодательства к обновлённым рекомендациям группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).Ключевой целью закона «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», принятого парламентом 6 декабря, является имплементация положений 4-й Директивы ЕС против отмывания средств и финансирования терроризма и устранения недостатков, выявленных комитетом экспертов MONEYVAL по результатам 5-го раунда взаимной оценки Украины, пишет «НВ Бизнес».
Это важный шаг, поскольку эти нормы уже внедрены во всех странах — членах Европейского Союза и являются обязательными для стран, имеющих намерение на членство. То есть адаптация законодательства в этой сфере приблизит страну к членству в ЕС.
Один из вопросов, который возникал у представителей бизнеса и граждан — как на них повлияет увеличение размера суммы финансовых операций, подлежащих обязательному финансовому мониторингу? Законом действительно увеличивается этот размер со 150 тыс. грн. до 400 тыс. грн., что, в свою очередь, приближает национальное законодательство к международным стандартам FATF. Согласно стандартам рекомендуется использовать предельный порог, эквивалентный USD/EUR 15 000.
Но ключевой целью, которая заложена в нормативном акте, является переход от количественного анализа к качественному, который предусматривает сосредоточение внимания субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) на «подозрительных операциях». То есть, с одной стороны, мониторингу будет подлежать меньшее количество операций, которые банки подают по признакам обязательного финансового мониторинга, а с другой — повысится качество информации именно о подозрительных финансовых операциях.
Важное в этом направлении и одновременное уменьшение количества признаков таких финансовых операций с семнадцати до четырёх и изменение формулировки соответствующей нормы. С момента вступления в силу закона СПФМ будет обязан, насколько это возможно, проводить анализ и изучение оснований и целей всех финансовых операций при наличии одного из этих четырёх признаков. А именно:
- являются сложными финансовыми операциями;
- являются необычно крупными финансовыми операциями;
- проведены необычным способом;
- не имеют очевидной экономической или законной цели.
Такая формулировка делает невозможным узкую интерпретацию понятий и, по большому счёту, будет применяться только в отношении клиентов, риск деловых отношений с которыми является высоким.
Таким образом, сосредотачивается внимание участников системы финмониторинга на самых высоких рисках, угрозах и уязвимостях.
Нормы закона, которыми увеличены штрафные санкции (ещё один вопрос, который повлёкл дискуссию) на самом деле также связаны с адаптацией законодательства к положениям 4-й Директивы ЕС. Согласно им, за нарушение должны быть установлены максимальные штрафы для банков и финансовых учреждений в размере не менее 5 млн евро или 10% от общего годового оборота, а для других лиц — как минимум двойную сумму выгоды, полученной в результате нарушения, в случае, если такая выгода может быть определена, или — в других случаях — не менее 1 млн евро.
Следовательно, законом установлены максимальные суммы штрафов, которые могут быть применены к СПФМ. В частности, для субъектов, которые являются финансовыми учреждениями — 10% общего годового оборота, но не более 7 950 необлагаемых минимумов доходов граждан или 135 150 гривен. Для других субъектов в размере двукратного объёма полученной выгоды вследствие совершения нарушения, а если сумма такой выгоды не может быть определена — 1 590 тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или 27 тысяч гривен.
Стоит отметить, что максимальный размер штрафа будет определяться именно с позиции риск-ориентированного подхода. То есть с обязательным учётом обстоятельств, характера и длительности совершённого нарушения, финансового состояния субъекта, убытков третьих лиц, степени ответственности и т. п. За одно нарушение не может быть применено более одной меры воздействия.
При этом, закон вводит процедуру применения соглашения об урегулировании последствий совершения нарушения законодательства. Такая процедура будет применяться к СПФМ в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позже, чем через три года со дня его совершения. Более того, у субъектов появляется возможность обжалования решения о наложении штрафов, которое приобретает статус исполнительного документа только со дня вступления в законную силу соответствующим судебным решением.
В целом же все эти нововведения в первую очередь направлены на выявление зон повышенного риска СПФМ, а не на операции рядовых граждан. Для страны в целом имплементация этих международных стандартов позволит создать более прозрачный и эффективный инструмент, и выйти на новый уровень качества системы финансового мониторинга страны.