Украинская сфера информационных технологий переживает бурный рост. Предприниматели всё чаще реализуют идеи в стартапах, на рынок регулярно заходят внешние инвесторы, готовые вкладывать миллионы в качественные продукты, и всё больше топовых зарубежных корпораций видят в Украине комфортную площадку для открытия собственных подразделений и центров R&D.
Senior Partner в компании Roosh Сергей Карташов убеждён: все эти процессы уже оказывают позитивное воздействие на экосистему IT, однако инвестиционный климат в стране можно улучшить. Эксперт поделился мыслями, как это сделать.Готовность к экспериментам
Наблюдая за развитием рынка IT-стартапов, эксперт обратил внимание на любопытную тенденцию. Яркие и интересные идеи, такие как Reface или Grammarly, прогнозируемо находят отклик на международной арене и привлекают финансирование извне. Видя успех предшественников, другие команды получают мотивацию развивать собственные продукты, которые в будущем также могут «выстрелить».
Таким образом, происходит цепная реакция, которая становится фактором роста IT-индустрии. Абсолютно все представители сферы стараются принимать участие в этом процессе: искать новые решения, тестировать продукты, собирать команды, масштабироваться — иными словами, экспериментировать.
Статистические данные подтверждают это. В период с 2018 по 2019 год в объём инвестиций в украинские технологические проекты вырос более чем в полтора раза до 544 млн долларов. К 2020 году этот показатель увеличился до 571 миллиона, несмотря на пандемию и связанные с ней ограничения.
IT-компания Roosh, партнёром в которой является Сергей Карташов, — яркий пример бизнеса, который не боится экспериментов. Смелые идеи компания воплощает в жизнь при помощи венчурной студии Pawa, которая развивает стартапы в сфере Machine Learning.
Школы для IT-специалистов
На улучшение инвестиционного климата в Украине может сильно повлиять повышение качества образования, размышляет эксперт. Сейчас стране не хватает квалифицированных разработчиков, несмотря на то, что студенты всё чаще отдают предпочтение специальностям в IT. Более того, традиционного подхода к подготовке новых айтишников явно недостаточно в современных реалиях.
Во-первых, за новыми трендами в сфере высоких технологий не могут угнаться даже профильные вузы. Во-вторых, студенты получают мало практической базы, потому как обучение основывается преимущественно на теории. В-третьих, университеты дают крайне поверхностные знания по дисциплинам, которые тесно связаны с IT: юриспруденция, маркетинг, менеджмент и т. п. В итоге молодые фаундеры с хорошими задумками не могут правильно запустить свой продукт, а если и запускают, то часто «не вытягивают» его, рассказывает Сергей Карташов.
Украинские технологические компании понимают это и начинают искать варианты решения проблемы самостоятельно. В частности, появляется большое количество частных образовательных инициатив, при помощи которых представители IT-индустрии хотят развивать навыки будущих специалистов в должной мере.
Например, основатель Roosh Сергей Токарев недавно объявил о запуске проекта AI House, который объединяет в себе образовательную платформу для изучения технологии искусственного интеллекта и полноценную экосистему разработчиков в этой области. На её базе в Киеве была создана первая бесплатная ML-школа.
Условия для инвестирования
Разнообразие достойных проектов на рынке и качественное образование — это, несомненно, важные элементы развития рынка IT, однако для полноты картины необходимо ещё одно условие, продолжает Сергей Карташов. Речь идёт о культуре инвестирования в Украине.
Местные предприниматели и венчурные фонды финансируют в стартапы с большой осторожностью. На Западе же популярен иной подход. В США инвесторы готовы давать деньги на развитие десятков бизнесов при условии, что их инициаторы добросовестно выполняют свои обязательства. Если эксперимент оказывается неудачным, фаундер не потеряет доверие, а наоборот, получит средства на новый проект — ведь есть вероятность, что именно он превратится в гигантскую корпорацию, приносящую миллионы, как Apple или Amazon.
Что касается внешних инвесторов, то у их настороженного отношения к украинским стартапам есть несколько причин:
«Во-первых, это непонимание местного законодательства и коррумпированность. Во-вторых, отсутствие комфортной налоговой системы для IT-отрасли, аналоги которых действуют уже во многих странах», – перечисляет Сергей Карташов.
Впрочем, государство уже работает над этими проблемами: модернизирует законодательство, создаёт специальные правовые режимы для IT-проектов (например Дія City), упрощает и совершенствует процедуры инвестирования в отечественные бизнесы для зарубежных компаний.