Июль стал самым благоприятным в этом году месяцем для украинских автолюбителей. Последние несколько недель наиболее востребованный в стране бензин А-95 начал дешеветь во всех регионах страны. В среднем снижение цен составило порядка 2%. Участники рынка объясняют эту тенденцию удешевлением нефти на мировых рынках и ценовым демпингом со стороны АЗС днепропетровской группы «Приват», контролирующей треть украинской розницы. Такая ценовая динамика может сохраниться вплоть до середины августа.
Стоимость А-95 на протяжении июля в среднем по Украине снизилась на 2% — до 6,55 грн./л. Установив такие цены, трейдеры даже перещеголяли рекомендации секретариата экспертно-аналитической группы по вопросам функционирования рынка нефтепродуктов, по расчётам которого в последней декаде июля так называемая экономически обоснованная стоимость 95-го должна была составить 6,63 грн./л. Участники рынка объясняют такое необычное явление двумя причинами. Первая — удешевление нефти на мировых рынках (в течение июля цена на сырьё уменьшилась на 1% — до $65/баррель). Вторая — ценовой демпинг в рознице со стороны нефтетрейдерского крыла группы «Приват» (в июле цена на заправках днепропетровской бизнес-группы просела в среднем по Украине на 4% — до 6,35 грн./л).Если учесть, что Игорь Коломойский оказывает влияние примерно на треть украинской розницы, его “щедрость” становится понятной. Во-первых, подопечные Игоря Валерьевича закупают нашу нефть у контролируемой ими же «Укрнафты» по $20–25/баррель, что в 2,5–3 раза ниже российской. Это даёт возможность «Привату» уже сегодня продавать бензин на своих АЗС как минимум на 1 грн./л дешевле, чем может себе позволить остальной рынок нефтепродуктов. Во-вторых, демпинговая стратегия в рознице даёт возможность г-ну Коломойскому наращивать объёмы реализации горючего и, что самое главное, поглощать конкурентов. Кстати, именно по этим причинам в течение июля днепропетровцы увеличили разницу между ценами на собственных заправках и на АЗС конкурентов вдвое — до 40 коп. на литре.
Определённое давление на стоимость нефтепродуктов в рознице могло оказать также снижение отпускных цен крупнейшими отечественными нефтеперерабатывающими заводами — Кременчугским и Лисичанским (в течение июля А-95 просел сразу на 7% — до 7,6 тыс. грн./т). Не исключено, что опт подешевел из-за проверки Антимонопольным комитетом обоснованности цен на украинских НПЗ, которая проводилась в этом месяце. Как сообщалось, соответствующее поручение было дано АМКУ вице-премьером Александром Турчиновым 25 июня на совещании, в ходе которого рассматривался вопрос о включении цен наших нефтеперерабатывающих заводов в формулу (на её основании вышеупомянутый секретариат экспертно-аналитической группы рассчитывает так называемые экономически обоснованные цены). По итогам проверки обоснованности цен на НПЗ в конце июля Кабмин планировал провести ещё одно совещание, на котором должно было быть принято решение рекомендовать секретариату включить в формулу цены украинских заводов. Но эту встречу перенесли на неопределённое время. “Пока правительство не назначало этого заседания, поэтому мы ведём расчеты по старой формуле”, — сообщил директор ГП «Укрнефтехимпереработка» (на базе которого создан секретариат) Владимир Емелин.
Так или иначе, но ценовые прогнозы экспертов на ближайшую перспективу должны обрадовать отечественных автолюбителей. “В конце июля падение цен на нефтепродукты на АЗС остановилось. Думаю, до середины августа они будут стабильными. Их изменение во многом будет зависеть от дальнейшей демпинговой стратегии на “приватовских” заправках. Если они («Приват») будут держать нынешнюю цену, то никаких изменений не произойдёт”, — считает г-н Емелин. По мнению замдиректора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, сейчас есть перспективы для дальнейшего удешевления горючего. К середине августа, полагает он, стоимость литра А-95 может снизиться ещё на 2–3% — до 6,4 грн.
Дмитрий Рясной