Институт потребительских экспертиз (ИПЭ) выказывает серьёзную озабоченность по поводу качества высокооктанового бензина на розничном рынке Украины. Данная обеспокоенность вызвана информацией в украинских СМИ о нарастающих объёмах производства на крупнейшем нефтеперерабатывающем заводе «Укртатнафта» компонентов автомобильных бензинов КБ-92 и КБ-95, с их последующей отгрузкой на рынок реализации.
По сообщению агентства «Интерфакс-Украина», в октябре-ноябре 2009 года «Укртатнафта» отгрузила на рынок почти 100 тыс. тонн данных компонентов, а объёмы их отгрузок имеют тенденцию к дальнейшему увеличению.Ещё в начале ноября Институт потребительских экспертиз провёл сравнительные исследования паспортных характеристик компонентов бензинов КБ-92 и КБ-95 производства АО «Укртатнафта», которые позволили сделать несколько очевидных выводов. Нормы технических условий (ТУ У 23.2-00152388-002-2003), согласно которым выпускаются КБ-92 и КБ-95, предусматривают серьёзные отклонения по ряду важнейших эксплуатационных параметров, ключевыми из которых являются пониженное октановое число, повышенная доля серы, несбалансированный фракционный состав и втрое увеличенные показатели кислотности.
«Ряд параметров, имеющих отклонения, может быть доведён до показателей товарных бензинов с помощью специальных присадок на нефтебазах, однако лучше, чем на нефтеперерабатывающем заводе, этого достичь нельзя, — говорит директор Института потребительских экспертиз Юрий Чернобрывец. — Приходится констатировать, что нефтеперерабатывающий завод, фактически, передаёт функцию производства товарных бензинов другим структурам, которые заведомо не могут обладать столь же развитой технологической инфраструктурой, как „Укртатнафта“ — одно из передовых предприятий отрасли».
В то же время, эксперты Института отмечают, что большинство фактических характеристик КБ-92 и КБ-95, приведённых в исследованных паспортах, указывают на соответствие этих компонентов параметрам товарных бензинов А-92 и А-95 соответственно. Исключением является завышенная массовая доля серы: 0,071% и 0,060% для КБ-92 и КБ-95, соответственно, и повышенная кислотность.
«В отличие от пониженного октанового числа, которое может быть повышено на нефтебазах с помощью присадок, понизить сернистость и кислотность продукта в незаводских условиях невозможно, поэтому можно говорить о том, что на рынок выгружается продукт с заведомо низкими эксплуатационными характеристиками», — говорит руководитель Института.
В ИПЭ считают такую ситуацию недопустимой, поскольку отгрузка КБ-92 и КБ-95 в больших объёмах означает неизбежное снижение качества высокооктанового топлива в розничной сети. Тем временем, потребителями этих нефтепродуктов являются современные автомобили, весьма требовательные к качеству топлива. Сниженное октановое число ведёт к преждевременной детонации топлива и ускоренному разрушению деталей двигателя. Повышенное содержание серы увеличивает интенсивность коррозии поверхности металлов самого двигателя и его выпускной системы. Несбалансированный фракционный состав увеличивает риски возникновения нарушений в работе двигателя, связанных с образованием паровых пробок, увеличивает потери топлива на испарение, снижает мощностные характеристики двигателя внутреннего сгорания. В свою очередь, повышенная кислотность топлива влечёт за собой ускоренное срабатывание нейтрализующих присадок моторных масел, и вызывает необходимость более частой его замены.
«Самое печальное в данной ситуации заключается в том, что потребителя некому защитить от подобного топлива, — считает Юрий Чернобрывец. — Из-за отсутствия финансирования, Госпотребстандарт в этом году провёл считанные проверки в пределах лишь одной области, поэтому автомобилист полностью беззащитен перед лицом некачественного продукта».
По его словам, выходом из сложившейся ситуации было бы аннулирование подобных технических условий, позволяющих выпускать на рынок некондиционные бензины, а также внесение изменений в законодательство с целью усиления ответственности автозаправочных станций за торговлю некачественными нефтепродуктами. Со своей стороны, эксперт рекомендует водителям быть внимательными при выборе топлива и избегать приобретения дешёвых нефтепродуктов. «Компоненты бензинов или бензины для промышленных целей облагаются пониженным акцизным сбором, что делает конечную стоимость этих нефтепродуктов ниже товарных аналогов», — говорит Юрий Чернобрывец.
2 комментаря