В ближайшее время в стране будет введена единая налоговая нагрузка для производителей высокооктановых нефтепродуктов и их аналогов. После этого днепропетровский оптимизатор Игорь Коломойский потеряет последнее ценовое преимущество над своими конкурентами на розничном рынке горючего.
Как уже сообщала «ДС», изначально Кабмин предлагал Верховной Раде установить налог на высокооктановые автомобильные бензины и их компоненты (менее качественные аналоги традиционного топлива) на уровне 172 евро/т, тем самым повысив их на 56 и 760% соответственно. В середине мая депутаты поддержали эту инициативу, проголосовав в первом чтении за законопроект №6337 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в отношении налогообложения)». Но столь резкое увеличение налоговой нагрузки автоматически привело бы к росту розничных цен на наиболее востребованный бензин А-95 более чем на 7% — до 8,7 грн./л. Поэтому 20 мая парламент во втором чтении проголосовал за этот законопроект в новой редакции, согласно которой акцизный сбор на бензины и их компоненты составит 132 евро/т, что больше нынешнего соответственно на 20 и 560%.Инициатором этих изменений является премьер-министр Николай Азаров, поэтому Президент Виктор Янукович наверняка вскоре подпишет закон. Очевидно, что после этого нефтетрейдеры заложат увеличившиеся налоги в розничные цены, переложив тем самым свои дополнительные расходы на плечи потребителей. Следствием роста акцизов может стать подорожание 95-го как минимум на 2% — до 8,3 грн./л. Пока этого не происходит только благодаря падению цен на нефть в мире (в течение мая, когда чёрное золото закупалось для переработки в июне, его стоимость обвалилась более чем на 16% — до $70/баррель). Но даже при столь благоприятной внешней конъюнктуре упомянутые законодательные изменения заставят уже в ближайшей перспективе изменить свою ценовую политику крупнейшего участника розничного рынка нефтепродуктов — «Приват». Эта бизнес-группа, контролирующая Кременчугский НПЗ, давно сделала ставку на производство вышеуказанных компонентов бензинов, которые облагались пониженной ставкой акцизного сбора. Оптимизация затрат на налогах позволяла Игорю Коломойскому устанавливать цены на собственных заправках на 30–40 коп./л ниже, чем у конкурентов. В результате в прошлом году (в сравнении с 2008 г.) «Приват», по данным «ДС», нарастил объёмы реализации горючего через собственную сеть (АЗС «Укрнафта», «Мавекс», «Сентоза», «Авиас» и т.д.) примерно на 260 тыс. т — до более чем 1,5 млн т, что позволило ему увеличить свою долю на розничном рынке нефтепродуктов примерно на 5% — до 30%. Тогда как подавляющее большинство конкурентов днепропетровцев сократили объёмы продаж на 1–4%.
Теперь же, когда парламент решил уравнять ставки акцизных сборов на бензины и их компоненты, «Приват» лишается ценового преимущества. По идее группа могла бы сохранить нынешний ценовой отрыв от конкурентов за счёт другого источника — доступа к дешёвой нефти контролируемой ею полугосударственной «Укрнафти». Летом прошлого года Игорь Валерьевич даже поставил своеобразный рекорд, купив сам у себя нефть по $18/баррель, тогда как на рынке она стоила более $70. Но теперь днепропетровцы лишены и этой возможности, поскольку месяц назад Виктор Янукович подписал Закон «О Государственном бюджете Украины на 2010 г.», которым были изменены условия определения стартовой цены на нефть и условия торгов. Так, если раньше начальная стоимость сырья определялась на основании результатов прошлого аукциона, то теперь она формируется на базе данных Государственной таможенной службы о таможенной цене нефти за 15 дней до приёма заявок на проведение биржевых торгов. Помимо этого, в стартовой стоимости продавец обязан учесть надбавку ($17/т) за качество. А для того чтобы эти требования не нарушались, в законе о госбюджете предусмотрены санкции. «Если цена, по которой осуществляется реализация нефти на аукционах, ниже стартовой, продавец уплачивает в госбюджет штраф в размере 100% разницы стоимости между стартовой и фактической ценой реализации», — говорится в законе.
На прошлой неделе по новым правилам, которых так долго добивались конкуренты «Привата», прошёл первый такой аукцион. «Укрнафта» выставила на продажу 187 тыс. т нефти по 5,68 тыс. грн./т (почти на 90% выше цены предыдущего аукциона), но по иронии покупателя на это сырьё так и не нашлось. Причиной стало то, что на период, на основании которого была сформирована стартовая стоимость, пришёлся пик дороговизны нефти (в конце апреля цена барреля чёрного золота составляла около $85). Вышеупомянутым законом о госбюджете-2010 предусмотрено, что в таком случае непроданный энергоресурс должен быть выставлен на дополнительном аукционе, а если со второй попытки его также не удастся реализовать, то продавец обязан его отдать по стартовой цене НАК «Нафтогаз України». При таких условиях Игорю Коломойскому придётся работать на равных с остальными участниками рынка. Но даже в подобных обстоятельствах бизнесмен вряд ли решится на повышение стоимости нефтепродуктов до уровня конкурентов, ведь в таком случае он потеряет нынешние объёмы реализации. Но сокращения уровня ценового разрыва между «Приватом» и его конкурентами ждать определённо стоит.
Дмитрий Рясной
2 комментаря