Два “КрАЗа”, огромный автопогрузчик и патрули в милицейской камуфляжной форме - это внешнее кольцо защиты. Еще есть кольцо защиты внутреннее - с двумя большими военными палатками поблизости админздания и его “жителями” - охранниками в военном, зеленом камуфляже. Еще рота охранников восстанавливает силы после дежурства в актовом зале заводоуправления.
Раньше в этом помещении на праздники вручали почетные грамоты и благодарили за работу. Сегодня же здесь спят охранники, которые, в случае необходимости, будут отбивать нападение на руководителей предприятия.“Нас собрали со всей Украины. Приказали охранять”, - один из молодых ребят в форме говорит, что их везли в Кременчуг всю ночь. В настоящее время же они дежурят по 8 часов. Задание внешней охраны - следить за тем, чтобы под зданием заводоуправления не было никаких автомобилей. Похоже, здесь действительно ожидают нападения.
“Завод работает стабильно. Объемы производства увеличены, и количество заказов выросло”, - рассказывает на проходной сталелитейного один из менеджеров предприятия. Однако на вопрос: “Как можно работать при закрытых воротах - куда же в таком случае девают готовые вагонные рамы, если их не вывозят?” - мужчина ответа не дает. “Никаких собраний акционеров в Днепропетровске не было. Была лишь попытка их провести. Но есть решение суда, по которому эти собрания признаны незаконными”, - говорит он.
“Мы и сами не можем понять, что происходит. Но завод работает”, - добавляет один из профсоюзных лидеров предприятия. В памяти этого собеседника еще свежи воспоминания о первом конфликте акционеров. В настоящее время - уже третий, связанный с перераспределением влияния бизнеса на производство литья для вагонов. Однако в этот раз ситуация намного серьезнее...
Как в Кременчуг заходит “Северсталь” с “Приватом”?
Сейчас всех интересует лишь один вопрос: состоялось акционерное собрание, на котором изменено руководство Кременчугского сталелитейного, или нет? Если так, и собрание акционеров признают правомерным, - Кременчугский сталелитейный завод автоматически становится собственностью российской “Северстали” (капитал - 7 миллиардов долларов США) и ее владельца - олигарха Мордашова.
Если собрание недействительно, то главная драка еще впереди. Как известно, олигархи (а менеджеры сталелитейного называют среди них россиян и группу “Приват”) проигрывать не умеют.
Нападение на стальзавод ожидают от акционеров, которые сконцентрировали в своих руках 65% акций предприятия. По их решениям, которые на заводе считают нелегитимными, с руководящих должностей “повылетали” все, кто был сторонниками другого акционера - коммерческого банка “Форум”. В том числе, лишен руководящей должности и нынешний председатель правления ОАО “Кременчугский сталелитейный завод” Александр Холошин.
Первое действие нынешнего акционерного скандала состоялось на прошлой неделе в Днепропетровске. Там арестованы 172 человека.
Собрание проводила компания “Теко-Днепрометиз”, которая принадлежит российской группе “Северсталь” и является владельцем 28 процентов акций КСЗ. На собрание, по утверждению организаторов, также прибыла группа юнцов в количестве 200 человек, которые резиновыми палками устанавливали собственные результаты голосования. Неизвестные, вооруженные газовыми баллончиками и палками, сначала “задавили” 12-ых охранников, а затем начали бить остальных. В конце концов, на пути нападавших стало подразделение ОМОНа, работники которого и доставили арестованных в одно из районных отделений внутренних дел Днепропетровска.
Дальше, по утверждению организаторов, собрание акционеров ОАО “Кременчугский сталелитейный завод” все же состоялось. В правление ввели представителя группы “ТАС” Сергея Тигипко, который входит в состав наблюдательного совета Крюковского вагоностроительного завода. (Группа “ТАС”, точнее - Тигипко Анна Сергеевна, владеет 20 процентами акций “КВСЗ”). Также на собрании избрали нового председателя ОАО - директора Кременчугского сталелитейного. Им стал неизвестный сталелитейному обществу гражданин Дмитрий Черненко. Организаторы кременчугских сборов из “Днепрометиза” также объявили виновных в провокации с избиением. Виновником стал председатель правления банка “Форум” Леонид Юрушев, который, кстати, заявил, что ничего об этом не знает. (Банку “Форум” принадлежит 30 процентов акций кременчугского предприятия).
Почему директор стальзавода держит оборону?
“Торговец ценными бумагами ООО “ДФК Славутич-Капитал” (структура, приближенная к группе “Приват”) с нарушением законодательства, по мнению в настоящее время отстраненного руководства завода, скупает пакеты акций ОАО “Кременчугский сталелитейный завод” для группы “ТАС”...”
“Вместе мы не дадим группе “ТАС” захватить предприятие, не отдадим наш завод россиянам, сохраним рабочие места и отстоим отечественное производство сталелитейной продукции для вагоностроения...”, -, чтобы просветить ситуацию и рассказать рабочим, почему предприятие переполнено охранниками, правление ОАО “Кременчугский стальзавод” на прошлой неделе обратилось к рабочим с открытым письмом. Его содержание - длинное объяснение, почему одна группа акционеров - руководители правления и представители банка “Форум” - правы в споре, а группа “ТАС”, которая продает кременчугский завод (акции) российской “Северстали”, - нет.
Аргументы правления: группа банка “Форум” вложила в развитие завода свыше 100 млн. гривен. Вместо этого российские промышленные группы являются конкурентами. Они (российские компании) сделали все возможное, чтобы вытеснить кременчугскую продукцию с российского рынка.
“...Объемы реализации готовой продукции за 2005 г. составили более 512 млн. грн. На Кременчугском сталелитейном заводе работает 4556 рабочих, а объем выплаченных в госбюджет налогов за 2005 год составил более 6 млн. грн.” - из обращения к рабочим.
В письме администрации к сталеварам также идет речь о возможных последствиях перепродажи акций. “Новый российский владелец может сократить производственные мощности предприятия, сократить численность работников, перепрофилировать производство, или вообще его остановить...”
Развитие событий по последнему варианту, ничего хорошего не обещает. Работники уже пережили времена, когда завод простаивал месяцами, и не было никакой работы.
Вестник Кременчуга