ПАО «Укртранснафта» возобновило прокачку нефти из Одессы на Кременчугский НПЗ (ПАО «Укртатнафта») после 5 лет простоя нефтепровода — с 10 марта компания транспортирует на завод нефть сорта Azeri Light.
Представители компаний рассказали о деталях возобновления работы участка во время приёма первой азербайджанской нефти из трубопровода на Кременчугском НПЗ, сообщает «Терминал».«Азербайджанская нефть была закачана в трубопровод «Укртранснафты» на ПЗП «Одесса» и далее через основные НПС маршрута — «Августовку», «Снегиревку» и «Кременчуг» — доставлена на нефтеперерабатывающий завод. Общая длина участка нефтепровода «Укртранснафты», задействованного в этом проекте, составляет около 520 км», — отметил директор линии «Приднепровские магистральные нефтепроводы» ПАО «Укртранснафта» Виталий Величко.
В ноябре 2016 года «Укртранснафта» и «Укртатнафта» подписали договор о поставке с 2017 года на Кременчугский НПЗ не менее 1,3 млн тонн нефти сорта Azeri Light в год с дальнейшим увеличением объёмов до 1,9 млн т/год. Поставщиком нефтяного сырья выступает государственная нефтяная компания Азербайджана SOCAR.
«Укртранснафта» и «Укртатнафта» также договорились о перевалке нефти марки Urals, выкачиваемой с нефтепровода «Одесса-Кременчуг», на железнодорожный транспорт для последующей транспортировки и закачки во вторую нитку нефтепровода «Дружба». Согласно договору, в случае снижения объёмов транспортировки «Укртатнафта» компенсирует «Укртранснафте» расходы по замещению Urals.
Приём Urals из трубы и перевалка её железнодородным транспортом потребовали от «Укртатнафты» небольшой реконструкции на товарно-сырьевой базе. Со своей стороны, «Укртранснафта» провела работу по подготовке нефтепровода к транспортировке азербайджанской нефти, в частности, осуществив вытеснение свыше 200 тысяч тонн нефти Urals.
Транспортировка Azeri позволяет «Укртранснафте» возобновить работу нефтепровода «Одесса — Кременчуг» (проектная мощность — около 20 млн тонн), который простаивал около 5 лет, и увеличить прокачку нефти на украинские НПЗ до 2,7 млн тонн уже текущем году. Для сравнения в 2016 году объём внутренней транспортировки составил 1,406 млн тонн, что на 12,5% меньше (на 200,8 тыс. тонн), чем в 2015-м. В этом контексте стоит напомнить, что увеличение ожидаемых объёмов прокачки на украинские нефтеперерабатывающие заводы стало причиной понижения тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам ПАО «Укртранснафта» для потребителей страны с 1 января 2017 года.
В свою очередь, благодаря поставкам азербайджанской нефти в 2017 году ПАО «Укртатнафта» планирует увеличить переработку и выйти на уровень порядка 3 млн тонн в год (по результатам 2016 г. — 2,2 млн тонн). Вместе с тем, в компании говорят, что ограничивающим фактором по переработке в текущем году выступают важные ремонты технологических объектов.
«На сегодняшний день мы видим, что номинальная мощность завода — порядка 7,3 млн тонн в год. Фактически наш объём ежегодной переработки должен составлять порядка 4-5 млн в год. С учётом снижения ёмкости рынка — это тот оптимум, который мы видим для нашего завода… В районе 2 млн тонн — Украина (украинская нефть — ред.), плюс 1,3 млн тонн (импорт — ред.), — чуть больше 3 млн мы должны переработать. Плюс вакуумный газойль мы ещё докупаем дополнительно, он улучшает экономику переработки и повышает стоимость корзины нефтепродуктов», — акцентировал заместитель председателя правления ПАО «Укртатнафта» по производству и капитальному строительству Сергей Кошелюк, отметив, что завод будет регулировать объёмы переработки азербайджанской нефти в зависимости от спроса.
Кроме того, Кременчугский НПЗ, благодаря получению более качественной нефти, увеличит производство бензина экологического класса Евро-5 для украинских потребителей. В планах предприятия — полный переход на производство нефтепродуктов высшего экологического класса из «лёгкой» нефти.
«На рынке массово присутствует металлорганика (т.н. «бодяга» — ред.) в качестве компонентов топлива. Чем металоорганика плоха? Поскольку современные автомобили Евро-5 они с катализаторами дожига, любые металлы будут пассивировать эти катализаторы и приводить к преждевременному выходу из строя и ненормальной работе двигателя, — пояснил С. Кошелюк. — В 2016-м году мы вывели на рынок бензины 92-95-й качества Евро-5. Мы не используем в процессе производства металлорганических добавок, это качество достигнуто исключительно за счёт использования компонентов, полученных с помощью современных технологий в партнерстве с такими компаниями как французская Axens, голландско-британская Shell, BASF, UOP, Infinium».
Что касается логистики, для Кременчугского НПЗ прокачка азербайджанской нефти трубопроводным транспортом предпочтительнее с позиции более низкой себестоимости нефти. В отличии от поставок железнодорожным транспортом, к недостаткам которого следует отнести оперативность (3-4 суток из Одессы в Кременчуг), наличие состава, ограничения с точки зрения мощности и зависимость от погодных условий, нефтетранспортная система не имеет таких ограничений и позволяет в считанные минуты поставлять сырьё на завод, минимизировать складские запасы и оптимизировать финансовый оборот.