В связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины Верховной Радой Украины принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины о действии норм на период действия военного положения», которым внесён ряд изменений в Налоговый кодекс Украины (далее — Кодекс).
Так, подраздел 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса дополнен пунктом 9, который определяет особенности взимания единого налога во время военного, чрезвычайного положения на территории Украины.Согласно пункту 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса временно, с 1 апреля 2022 года до прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, положения раздела XIV Кодекса применяются с учётом особенностей, в частности, плательщиками единого налога 3-й группы могут быть физические лица-предприниматели и юридические лица — субъекты хозяйствования любой организационно-правовой формы, у которых в течение календарного года объём дохода не превышает 10 миллиардов гривен.
К таким лицам не применяется ограничение по количеству лиц, состоящих с ними в трудовых отношениях.
При этом для хозяйствующих субъектов, которые планируют зарегистрироваться плательщиками единого налога 3-й группы со ставкой в размере 2% дохода, уменьшен перечень ограничений по сравнению с тем, что установлены пунктом 291.5 статьи 291 Кодекса для избрания упрощённой системы налогообложения.
Так, не смогут выбрать упрощённую систему налогообложения с уплатой единого налога по ставке 2% дохода:
- субъекты хозяйствования (юридические лица и физические лица-предприниматели), которые осуществляют:
- деятельность по организации, проведению азартных игр, лотерей (кроме распространения лотерей), пари (букмекерское пари, пари тотализатора);
- обмен иностранной валюты;
- производство, экспорт, импорт, продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи горюче-смазочных материалов в ёмкостях до 20 литров и деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива, сидра, пери (без добавления спирта) и столовых вин);
- добычу, реализацию полезных ископаемых;
- страховые (перестраховые) брокеры, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, другие финансовые учреждения, определённые законом; регистраторы ценных бумаг;
- представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога;
- физические и юридические лица — нерезиденты.
- деятельность по организации, проведению азартных игр, лотерей (кроме распространения лотерей), пари (букмекерское пари, пари тотализатора);
Форма заявления о применении упрощённой системы налогообложения утверждена приказом Министерства финансов Украины от 16 июля 2019 г. № 308 (далее — Заявление).
Для вновь зарегистрированных в установленном законом порядке субъектов хозяйствования срок подачи Заявления составляет 10 дней со дня государственной регистрации. Такие субъекты хозяйствования можно считать плательщиками единого налога 3-й группы со дня их государственной регистрации.
Для действующих хозяйствующих субъектов, которые воспользуются правом перейти на упрощённую систему налогообложения со ставкой единого налога 2% дохода, изменены предельные сроки для подачи заявления.
Такие предприятия с целью избрания упрощённой системы налогообложения со ставкой 2% дохода могут подать в контролирующий орган Заявление.
В специальном поле «ставка в процентах к доходу» строки 5.1.1 «Избранная ставка единого налога при переходе на упрощённую систему налогообложения» Заявления указывается ставка в размере 2% единого налога.
Регистрация предприятия плательщиком единого налога со ставкой 2% дохода осуществляется путём внесения в Реестр плательщиков единого налога. На официальном сайте ГНС реализована возможность проверки принадлежности субъекта хозяйствования к плательщикам единого налога со ставкой 2% дохода.
Процентная ставка для плательщиков единого налога 3-й группы, использующих особенности налогообложения, определённые пунктом 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, устанавливается в размере 2% дохода.
Такие плательщики, исходя из положений пункта 297.1 статьи 297 Кодекса с учётом особенностей налогообложения единым налогом 3-й группы, введённого на период действия военного, чрезвычайного положения на территории Украины, плательщики единого налога со ставкой в размере 2% дохода освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представление налоговой отчётности по следующим налогам и сборам:
- Налог на прибыль предприятий, кроме случаев, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпунктом 133.1.1 и подпунктом 133.1.4 пункта 133.1 статьи 133 Кодекса.
- Налог на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученные в результате хозяйственной деятельности плательщика единого налога (физического лица) и облагаются налогом согласно главе 1 раздела XIV Кодекса.
- Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) с операций по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины.
- Земельный налог за земельные участки, используемые плательщиками единого налога 3-й группы со ставкой в размере 2% дохода для осуществления хозяйственной деятельности (кроме деятельности по предоставлению земельных участков и/или недвижимого имущества, находящегося на таких земельных участках, в аренду (найм)), ссуду, на другом праве пользования).
Кроме того, согласно подпункту 69.14 пункта 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса налогоплательщиками, в т. ч. плательщиками единого налога 3-й группы со ставкой в размере 2% дохода, временно, на период с 1 марта 2022 года по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено военное, чрезвычайное положение, не начисляется и не уплачивается плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) за земельные участки (земельные доли (паи)), расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооружёнными формированиями Российской Федерации, и находящиеся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды, физических или юридических лиц, а также за земельные участки (земельные доли (паи)), определённые областными военными администрациями как засоренные взрывоопасными предметами и/или имеющих фортификационные сооружения.
Земельные участки определяются в пределах территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированные вооружёнными формированиями Российской Федерации, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины.
Вместе с этим, согласно подпунктам 69.15-69.16 пункта 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса для налогоплательщиков, в т. ч. для плательщиков единого налога 3-й группы со ставкой в размере 2% дохода, предусмотрено освобождение от начисления и уплаты:
- общего минимального налогового обязательства за земельные участки, расположенные на территориях, на которых ведутся боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооружёнными формированиями Российской Федерации, и/или за земельные участки, определённые областными военными администрациями как засорённые взрывоопасными предметами и/или на которых имеются фортификационные сооружения, за 2022 и 2023 налоговые (отчётные) годы;
- экологического налога за объекты налогообложения, расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на территориях, временно оккупированных вооружёнными формированиями Российской Федерации.
Перечень территорий, на которых ведутся боевые действия или временно оккупированных вооружёнными формированиями Российской Федерации, определяется Кабинетом Министров Украины.
Согласно подпункту 9.5 пункта 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, плательщики единого налога 3-й группы, использующие особенности налогообложения, установленные этим пунктом, освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчётности по налогу на добавленную стоимость (далее — НДС) по операциям по поставке товаров, работ и услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины.
Таким образом, применение ставки налога в размере 2% дохода предполагает включение НДС в состав единого налога (как в случае применения ставки единого налога в размере 5% дохода).
Субъектам хозяйствования, которые изберут 3-ю группу единого налога со ставкой 2% дохода и на время перехода на упрощённую систему налогообложения будут находиться в статусе плательщика НДС, регистрация плательщика НДС не аннулируется, а приостановлена на период пребывания такого субъекта хозяйствования на 3-й группе единого налога по ставке 2% дохода.
При этом такие налогоплательщики лишаются права на составление налоговых накладных и расчётов корректировки по операциям, дата возникновения налоговых обязательств по которым приходится (приходилась) на период нахождения такого субъекта хозяйствования на 3-й группе единого налога со ставкой 2% дохода.
Поскольку у субъекта хозяйствования на 3-й группе единого налога со ставкой 2% дохода отсутствуют объекты налогообложения налогом на добавленную стоимость и с учётом пунктов 9.5 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса и 49.2 раздела II Кодекса у такого субъекта хозяйствования отсутствует обязанность по начислению, уплате и представлению налоговой отчётности по налогу на добавленную стоимость с операций по поставке товаров, работ и услуг, место снабжения которых расположено на таможенной территории Украины.
После прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины плательщики единого налога 3-й группы, на день прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины использовали особенности налогообложения, установленные пунктом 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, с первого дня месяца, следующего за месяцем прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины, теряют право на использование особенностей налогообложения, предусмотренных этим пунктом, и автоматически считаются применяющими систему налогообложения, на которой такие налогоплательщики находились до избрания особенностей налогообложения, предусмотренных настоящим пунктом.
Кроме того, плательщики единого налога вправе самостоятельно отказаться от использования особенностей налогообложения, предусмотренных пунктом 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором было принято такое решение, или теряют право на использование таких особенностей налогообложения с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором превышен предусмотренный Кодексом предельный объём дохода (10 миллиардов гривен).