Правоохранительные органы неоднократно обращали свое пристальное внимание на условия создания ЗАО “Укртатнафта”. Этот интерес объясняется тем, что крупнейший НПЗ Украины попал под контроль татарских акционеров с очевидными нарушениями законодательства. Что позволит государству уже в ближайшее время возвратить контроль над “Укртатнафтой”.
“Укртатнафта” - это крупнейшее предприятие украинского нефтерынка. Компания была создана уже в 1995 году, когда в Москве, Казани и Киеве решили объединить усилия в переработке высокосернистой татарской нефти. В итоге 22 декабря 1995 года стороны создали ЗАО “Транснациональная финансово-промышленная нефтяная компания “Укртатнафта”, куда Украина внесла цельный имущественный комплекс Кременчугского НПЗ.“Кременчугский НПЗ – это целый город в городе. Это предприятие способно перерабатывать 18,6 миллиона тонн в год высокосернистой нефти, производить высокооктановые бензины, а также масла и смазки. Кременчуг, кстати, это единственный в Украине производитель сырья для моторных масел. Глубина переработки на нем самая большая в Украине – 78 процентов. Если строить такой завод с нуля, он обойдется в миллиарды долларов”, - рассказал генеральный директор объединения “Укрнефтехимпереработка” Николай Приймак. А аналитик компании “Ренессанс капитал” Файг Байрамов оценил завод в 1,2 млрд. долл. Надо отметить, что предприятие сегодня контролирует 30 - 35% рынка нефтепродуктов, а это означает, что реальная годовая прибыль акционеров, работающих на предприятии, превышает 150 - 200 млн. долл.
При создании “Укртатнафты” Украина внесла в ее уставный фонд Кременчугский НПЗ, оцененный тогда в 450 млн. долл., а Татарстан в свою очередь пообещал внести права собственности на нефть и нефтяной конденсат на 25 месторождениях Татарстана. Кроме того, татарские компании ОАО “Татнефть” и АО “Татнефтепром” в качестве своих взносов должны были передать основные фонды на суммы 180,72 млн. долл.
Казалось бы, все честно, если не учитывать, что реальная цена завода составляет не 450 млн. долл., а несколько миллиардов.
Но 19 июля 1997 года общее собрание акционеров “Укртатнафты” принимает абсолютно необъяснимое решение – оно разрешает ОАО “Татнефть” и АО “Татнефтепром” заменить свой взнос на денежные средства, а форму взноса Государственного комитета имущества Республики Татарстан разрешили изменить на акции ОАО “Татнефть” и АО “Татнефтепром”.
Следует отметить, что данные ценные бумаги тогда не котировались на фондовых биржах, поэтому установить их истинную рыночную стоимость не представляется возможным. “Ценные бумаги, внесенные в уставный фонд “Укртатнафты” правительством Республики Татарстан, совершенно ничего не стоили. Здесь напрашивается аналогия с внесением в уставный фонд СП “ЛУКОР” вместо 112 миллионов долларов акций “Лукойл-Нефтехим”. Только за “ЛУКОР” ФГИ до сих пор судится, а вот ситуация с пересмотром взноса в уставный фонд “Укртатнафты” никого не волнует”, - рассказал народный депутат Николай Рудьковский.
Из-за новых изменений в уставном фонде руководство “Укртатнафты” ни де-юре, ни де-факто не могло принимать решения о том, из какой скважины и сколько нефти откачать и когда отправить ее в Кременчуг на переработку. А татарская сторона начала с удовольствием использовать самую сомнительную схему на нефтерынке – поставку давальческого сырья. Естественно, что с государством, не получавшим сотни миллионов гривен налогов, никто не считался.
Впрочем, на этом манипуляции с уставным фондом ЗАО “Укртатнафта” не закончились. В 1998 году власти Татарстана выступили с инициативой провести повторную оценку имущества предприятия. В 1998 году нанятое “Укртатнафтой” совместное украинско-российское предприятие “Увекон” провело оценку активов украинской и татарской стороны. В ее ходе СП “Увекон” пришло к выводу, что реальная стоимость Кременчугского НПЗ, внесенного в уставный фонд, составляет 154 млн. долл., а стоимость акций ОАО “Татнефтепром” (которые ранее татарская сторона оценивала в 69,72 млн. долл.) достигает 140,12 млн. долл. 6 июня 1998 года на собрании акционеров ЗАО “Укртатнафта” была одобрена новая оценка активов компании, в результате чего уставный фонд завода уменьшился в три раза.
“Объяснить, каким образом стоимость акций “Татнефтепрома” возросла более чем в 2 раза, а стоимость Кременчугского НПЗ снизилась в два раза, – невозможно. Скорее всего, речь идет о крупной афере, которую провели для того, чтобы завладеть Кременчугским НПЗ за бесценок”, - пояснил эксперт Центра исследований в сфере ТЭК Андрей Полин.
Напомним, что это не единственный случай, когда татарские бизнесмены проявляли недюжинные таланты в части обмана партнеров по бизнесу. Так, в конце июня “Татнефть” объявила о планах пройти процедуру делистинга на NYSE (Нью-Йоркская фондовая биржа) и прекратить регистрацию в SEC (комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку США). “Татнефть” захотела перевести свои акции на Лондонскую биржу, якобы из-за того, что размещать там акции дешевле. Однако реальная причина перевода, по мнению аналитиков компании “Тройка-диалог”, заключается в нежелании объяснять некоторые не самые радужные данные в отчетности. В Лондоне требования к эмитентам менее строгие, чем в Нью-Йорке, и объем раскрываемой информации меньше. А значит, не придется отвечать перед западными акционерами за сомнительные операции в Украине.
From-UA