Большинство украинцев относится к лоббизму как к исключительно негативному явлению. Ситуацию прокомментировал Мирослав Продан, эксперт по налоговой и таможенной политике.
По его словам, есть ряд стран, где действуют либеральные экономические системы. Лоббизм здесь регулируется законодательством, а государство выступает как беспристрастный арбитр. Если чиновники начинают симпатизировать тому или иному бизнесу без обоснованных причин, это воспринимается как угроза существующему порядку.Мирослав Продан утверждает, что обе стороны понимают необходимость в диалоге. Государство не хочет, чтобы население люмпенизировалось, а значит необходимо обеспечивать его рабочими местами. Решение социальных проблем напрямую зависит от количества налогоплательщиков. Есть свой интерес и у бизнеса: ему нужны чёткие правила, минимальная коррупционная составляющая, условия, в которых можно добиться стабильности и устойчивости.
Анализируя ситуацию в Украине, Продан говорит о том, что ещё во времена советских СМИ западных лоббистов “клеймили позором”. Это и привело к искажению массового сознания. Украинцы пока не воспринимают лоббизм как цивилизованный способ коммуникации. Но если пересмотреть свои взгляды на это, можно научиться легально и целенаправленно продвигать законопроекты или другие проекты в правительстве.
Мирослав Продан перечислил подобные способы продвижения: организация и проведение пресс-конференций, форумов, круглых столов, подготовка и распространение материалов, публичное информирование. В качестве примера можно вспомнить опыт США. Мирослав Продан напоминает, что в 1996 году здесь удалось заблокировать поправки к законодательству, благодаря усилиям и информационной кампании от Microsoft. В штате компании работало большое количество трудовых иммигрантов, чьё положение в стране могло ухудшиться.
По словам Мирослава Продана, в Украине можно на уровне Кабинета Министров подготовить специальный документ — план развития диалога. Интеллектуальный потенциал бизнеса и лучшие мировые практики поспособствуют этому. Стратегия должна предусматривать основные шаги, мероприятия, направления и инструменты, которые помогут улучшить взаимодействие сторон. Интеллектуальный потенциал бизнеса и мировые практики сделают свой вклад.