ГУ ГНС в Полтавской области обращает внимание на новые концепции ответственности налогоплательщиков за отдельные правонарушения, установленные Налоговым кодексом Украины, которые вводит Закон Украины от 16.01.2020 г. № 466-VIII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических несогласованностей в налоговом законодательстве».
Также установлен перечень обстоятельств, освобождающих плательщика от финансовой ответственности или смягчающих её.Изменён размер штрафных санкций за отдельные налоговые нарушения, а именно:
- с 23.05.2020 года увеличены штрафы за нарушения, предусмотренные статьями 117 и 120 НКУ. Так, за непредставление или несвоевременное представление налоговой отчётности сумма штрафной санкции увеличена со 170 гривен до 340 гривен (п. 120.1. ст. 120 НКУ);
- с 01.01.2021 года изменены размеры штрафов за нарушение правил уплаты денежного обязательства, а именно:
- уменьшены штрафы в случае, если плательщик налогов не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства: при задержке уплаты до 30 дней — с 10 до 5%, более 30 дней — с 20 до 10% (п. 124.1 ст. 124 НКУ);
- введены отдельные штрафы для случаев умышленного повторного нарушения в размере 25% и умышленного повторного нарушения сроком более 90 дней — 50% (п. 124.2., п. 124.3. ст. 124 НКУ).
- уменьшены штрафы в случае, если плательщик налогов не уплачивает согласованную сумму денежного обязательства: при задержке уплаты до 30 дней — с 10 до 5%, более 30 дней — с 20 до 10% (п. 124.1 ст. 124 НКУ);
Вводится новая концепция определения ответственности налогоплательщиков, которая предусматривает:
- обязательный анализ и доказывание контролирующими органами наличия умысла и вины налогоплательщика при совершении налогового правонарушения;
- привлечение к финансовой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения осуществляется при условии наличия в деянии вины, кроме некоторых налоговых правонарушений, ответственность за которые наступает независимо от наличия вины (отчуждение имущества, которое находится в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа; непредставление в срок документов для постановки на учёт, осуществление расходных операций по счёту налогоплательщика или другим финансовым учреждением до получения уведомления соответствующего контролирующего органа и т. п.);
- определение обстоятельств, смягчающих ответственность лица за совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы, принуждения, материальной, служебной или другой зависимости; стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств; самостоятельное уведомление плательщика о совершённом им правонарушении);
- определение дополнительных обстоятельств, освобождающих от финансовой ответственности налогоплательщика, в частности, совершение деяния: лицом, которое действовало в соответствии с выводом объединённой палаты, Большой Палаты Верховного Суда, образцового дела Верховного Суда относительно применения норм права, от которой в дальнейшем было уступлено; вследствие незаконных решений, действий или бездействия контролирующих органов;
- уменьшение суммы штрафов за совершение налогового правонарушения на 50% в случае наличия хотя бы одного обстоятельства, смягчающего ответственность.
С 1 января 2021 года вступают в силу изменённые нормы НКУ относительно направления плательщикам налоговых уведомлений-решений. Так, п. 42.5 ст. 42 НКУ определено, что в случае, если налогоплательщик не подал заявление о желании получать документы через электронный кабинет, переписка с налогоплательщиком осуществляется путём направления по адресу (местонахождению, налоговому адресу) налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручаются налогоплательщику (его представителю).
Также вводится усовершенствованный порядок рассмотрения возражения к акту проверки. Возражения к акту проверки и/или дополнительные документы и пояснения, в случае их представления налогоплательщиком в указанном п. 86.7 ст. 86 НКУ порядка, рассматриваются комиссией контролирующего органа по вопросам рассмотрения возражений и объяснений к актам проверки, которая является постоянно действующим коллегиальным органом контролирующего органа. Состав комиссии и порядок её работы утверждается приказом руководителя контролирующего органа.
Рассмотрение материалов проверки осуществляется в течение 10 рабочих дней следующих за днём получения возражений к акту проверки.
Обращаем внимание, что в п. 57.1 ст. 57 НКУ внесены изменения относительно сроков уплаты налогов, а именно, определено: если предельный срок уплаты налогового обязательства приходится на выходной или праздничный день, последним днём уплаты налогового обязательства считается операционный (банковский) день, наступающий за выходным или праздничным днём.
Также, в п. 57.3 ст. 57 НКУ внесены изменения, относительно сроков уплаты денежных обязательств, в случае определения их контролирующим органом по основаниям, указанным в пп. 54.3.1-54.3.6 п. 54.3 ст. 54 НКУ. Так, с учётом изменений, налогоплательщик обязан уплатить начисленную сумму денежного обязательства в течение 10-ти рабочих дней, наступающих за днём получения налогового уведомления-решения, кроме случаев, когда в течение такого срока такой плательщик налогов начинает процедуру обжалования решения контролирующего органа.