Действующее налоговое законодательство предусматривает уплату налогов со всех видов доходов, полученных как в Украине, так и за рубежом (кроме отдельных видов доходов, определённых Налоговым кодексом Украины, которые не подлежат налогообложению или освобождены от налогообложения, например: государственная и социальная материальная помощь, получаемая из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования; наследство от членов семьи первой и второй степени родства; продажа одного легкового авто в течение года и т. п.).
Физические лица со своих зарплат уплачивают налог на доходы физических лиц и военный сбор. Отчисление этих налогов осуществляет работодатель как налоговый агент.Налоговым кодексом Украины регламентировано, что граждане Украины — налоговые резиденты, работающие за рубежом, обязаны задекларировать полученные доходы (п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса Украины). В то же время, во избежание двойного налогообложения, заключен ряд соглашений с другими странами. На сегодня действуют более 70 двусторонних межправительственных соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения. В частности, это такие страны как Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Испания, Португалия, Армения, Беларусь, Грузия, Швеция, Норвегия, Латвия, Литва, Эстония и др.
Эти договоры, в частности, предусматривают, что налог с доходов, уплаченный за рубежом, засчитывается в уменьшение налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц в Украине.
Для определения права на пенсию Пенсионным фондом Украины может быть принят во внимание стаж работы в другой стране.
Для зачисления Украиной страхового стажа, приобретённого за границей в государствах, с которыми заключены двухсторонние соглашения, гражданин Украины должен официально (легально) работать за рубежом (в некоторых случаях не менее, чем определённый период времени — год) и платить все соответствующие отчисления, в том числе социальный взнос.
К таким странам относятся государства бывшего Советского союза и государства СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская федерация, Молдова, Грузия, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан), государства Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония), ближнего и дальнего зарубежья (Польша, Чехия, Словакия, Болгария, Испания, Португалия и др.). Полный перечень стран, с которыми заключены соглашения размещён на сайте Пенсионного фонда Украины.
То есть дважды с одной суммы налог платить не нужно! Более того, по состоянию на сегодняшний день налоговая система в Украине предусматривает меньшую нагрузку на налогоплательщика-физическое лицо, чем налоговые системы большинства стран мира.
В прошлом году 19,7 миллионов граждан или 45% получили различные доходы на 2 трлн грн., из которых зарплату получали лишь 9,5 млн граждан не пенсионного возраста. Официально в 2019 году 13,4 млн экономически активных граждан, или 30% всего населения, не получали доходов.
Согласно данным Пенсионного фонда, размер среднемесячной зарплаты, с которой уплачивается единый социальный взнос (ЕСВ), за прошлый год составил 9,205 тыс. грн., то есть ЕСВ — 2,025 тыс. грн. Средний размер пенсии в прошлом году — 3,083 тыс. грн. Но, согласно ст. 7 Закона Украины «Об общеобязательном пенсионном страховании», Пенсионному фонду должно хватать ЕСВ. Если исходить из этих данных, ставку ЕСВ нужно поднимать до 34% — это невозможно. Значит, должно увеличиться число плательщиков, точнее — граждане должны ответственно относиться к уплате налогов.
Не платя налоги, люди, имеющие неработающих членов семьи, перекладывают финансирование социальных выплат и обеспечение своих семей медициной, образованием, а также рядом других услуг, на плечи тех, кто платит налоги. Поэтому выполнение своих обязательств по декларированию доходов — это честность, прежде всего, перед своими соотечественниками.
4 комментаря