Государственная налоговая служба Украины для обеспечения выполнения норм Налогового кодекса Украины с учётом изменений, внесённых в связи с введением военного положения в Украине и одновременного действия особенностей налогообложения, которые были введены на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19), для обеспечения взаимодействия между налогоплательщиками и ГНС информирует о правах и обязанностях налогоплательщиков и контролирующих органов по вопросам контроля за трансфертным ценообразованием (далее — ТЦ).
- О представлении отчётности о контролируемых операциях и ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Согласно требованиям п. 39.4. ст. 39 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI с изменениями и дополнениями (далее — НКУ) для налогового контроля по вопросам ТЦ есть такие виды отчётности и сроки её предоставления:- Отчёт о контролируемых операциях и сообщение об участии в международной группе компаний — срок представления отчёта за 2021 год истекает до 1 октября 2022 года (пп. 39.4.2. НКУ).
- Документация по трансфертному ценообразованию (локальный файл) — по запросу ГНС в течение 30-ти календарных дней со дня получения запроса (пп. 39.4.4. НКУ).
- Глобальная документация (мастер-файл) — впервые применяются в отношении финансового года, который заканчивается в 2021 году, подаётся по запросу ГНС в течение 90 календарных дней со дня получения запроса, но ГНС имеет право запросить мастер-файл не ранее 12-ти и не позднее 36 месяцев с даты окончания финансового года, установленного международной группой компаний, к которой относится такой налогоплательщик, в случае отсутствия сведений о составленном международной группой компаний финансовом годе — не ранее 12-ти месяцев и не позднее 36 месяцев после окончания отчётного года (пп. 39.4.7 НКУ).
- Отчёт в разрезе стран международной группы компаний — впервые применяется в отношении финансового года, который заканчивается в 2021 году, но не ранее чем в год, в котором компетентными органами заключено многостороннее соглашение об автоматическом обмене межгосударственными отчётами (ст. 53 заключительных положений НКУ).
Временно, на период до прекращения или отмены военного положения на территории Украины, взимание налогов и сборов осуществляется с учётом особенностей, определённых пп. 69.1 п. 69 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса (изменения внесены Законом от № 2260). Для плательщиков законодательные изменения предусматривают особенности взимания налогов в таких ситуациях:- у плательщика отсутствует возможность своевременно выполнить налоговую обязанность — освобождён от ответственности, однако обязан выполнить такую обязанность в течение 6-ти месяцев после прекращения или отмены военного положения;
- плательщик имеет возможность своевременно выполнять налоговую обязанность — освобождены от ответственности за несвоевременное исполнение таких обязательств, предельный срок исполнения которых приходится на период с 24 февраля 2022 года до 26 мая 2022 года при условии регистрации налоговых накладных и расчётов корректировки до 15 июля 2022 года, представление налоговой отчётности до 20 июля 2022 года и уплаты налогов и сборов не позднее 31 июля 2022 года;
- у плательщика возобновилась возможность выполнять свои налоговые обязанности, срок выполнения которых приходится на период с 24 февраля 2022 года до Дня восстановления возможности — освобождён от ответственности за несвоевременное выполнение таких обязанностей, при условии регистрации налоговых накладных и расчётов корректировки, предоставления отчётности, уплаты налогов и сборов, в течение 60-ти календарных дней с первого месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей.
Обращаем внимание, что подтверждение возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей будет осуществляться по отдельному порядку, который будет утверждён Министерством финансов Украины.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 521 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Кодекса, за нарушение налогового законодательства, совершённые в течение периода с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), штрафные санкции не применяются (за исключением исключений, к которым не относятся вопросы, связанные с трансфертным ценообразованием). - Отчёт о контролируемых операциях и сообщение об участии в международной группе компаний — срок представления отчёта за 2021 год истекает до 1 октября 2022 года (пп. 39.4.2. НКУ).
- Сроки давности.
Согласно требованиям п. 102.1 ст. 102 Кодекса общий срок давности (с 2015 года) для проведения проверок и определения суммы денежных обязательств для контролирующего органа и налогоплательщика составляет 2 555 дней (7 лет), следующего за последним днём предельного срока представления налоговой декларации и/или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже, — за днём её фактического представления.
В случае подачи плательщиком налога уточняющего расчёта к налоговой декларации или уточняющей декларации срок 2 555 дней рассчитывается со дня подачи уточняющего расчёта (декларации) в пределах представленных уточнений.
Для определения периодов, на которые распространяется срок исковой давности, необходимо учитывать, что согласно пп. 39.4.2. п. 39.4 ст. 39 Кодекса (в редакции от 01.01.2017 г.) предельный срок для представления отчётов о контролируемых операциях за 2015 год истёк 1 мая 2016 года, а за 2016 год и последующие отчётные годы — 1 октября 2017 года и последующие годы.
Согласно пункту 522 подраздела 10 раздела XX Кодекса (с изменениями, внесёнными Законом от 13.05.2020 г. № 591-IX) на период с 18.03.2020 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного Кабинетом Министров Украины на всей территории Украины с целью предотвращения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), остановлено течение сроков давности, предусмотренных статьёй 102 Кодекса.
Однако действие пункта 522 подраздела 10 раздела XX «Переходных положений» Кодекса остановлено на период действия военного, чрезвычайного положения (изменения внесены Законом Украины от 15.03.2022 г. № 2120-IX).
Вместе с тем, в соответствии с требованиями п. 102.9 ст. 102 Кодекса (с изменениями, внесёнными Законом Украины от 15.03.2022 г. № 2120-IX) течение сроков давности на период действия правового режима военного, чрезвычайного положения для плательщиков и контролирующего органа остановлено.
Таким образом, сроки давности в части контроля за трансфертным ценообразованием остановлены с 18.03.2020 г. - Проведение проверок по вопросам трансфертного ценообразования.
Во время действия военного положения в Украине налоговые проверки не начинаются, а начатые проверки — остановлены, кроме определённых исключений (которые не касаются проверок по вопросам трансфертного ценообразования) (пп. 69.9 п. 69 подразд. 10 разд. ХХ «Переходные положения» Кодекса).
Следует также отметить, что по проверкам, которые завершены, сроки предоставления возражений к акту проверок и обжалования принятых налоговых уведомлений решений также приостанавливаются на период военного положения в Украине.
При этом по остановленным в соответствии с вышеуказанными нормами Кодекса проверкам по вопросам соблюдения принципа «вытянутой руки» определены пп. 39.5.2.8 ст. 39 Кодекса сроки проведения таких проверок также приостанавливаются. - О едином налоге по процентной ставке в размере 2% и критерия контролируемых операций.
В соответствии с требованиями п. 9 подраздела 8 раздела ХХ «Переходных положений» Кодекса (Закон № 2120-IX) налогоплательщики имели возможность добровольно изменить систему налогообложения с общей на 3-ю группу единого налога по ставке 2% дохода.
При формировании отчётности по вопросам ТЦ необходимо учесть, что после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения на территории Украины плательщики налога, которые использовали особенности налогообложения по уплате единого налога по процентной ставке в размере 2% дохода, с первого дня месяца, следующего за месяцем его прекращения или отмены, теряют право на использование особенностей такого налогообложения и автоматически считаются такими, которые применяют систему налогообложения, на которой находились до избрания указанных особенностей налогообложения.
При этом с целью определения соответствия «стоимостным» критериям отнесения сделок к контролируемым, объём годового дохода налогоплательщика исчисляется от любой деятельности за весь отчётный год, в том числе с учётом вышеуказанных особенностей налогообложения (уплаты единого налога по процентной ставке в размере 2% дохода).
В то же время проведённые налогоплательщиком во время пребывания на уплате вышеуказанного единого налога операции не учитываются при определении критерия КО в размере 10 миллионов гривен в случае, если они не влияют на объект налогообложения налогом на прибыль предприятий.
Указанная информация предоставлена с учётом законов о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины от 03.03.2022 г. № 2118-IX (вступил в силу 07.03.2022 г.), от 15.03.2022 г. № 2120-IX (вступил в силу 17.03.2022 г.), от 24.03.2022 г. № 2142-IX (вступил в силу 05.04.2022 г.), от 01.04.2022 г. № 2173-IX (вступил в силу 16.04.2022 г.), от 12.05.2022 г. № 2260-IX (вступил в силу с 27.05.2022 г.).
Пресс-служба Государственной налоговой службы Украины