Большое количество некодифицируемых законов и подзаконных актов по налогообложению влечёт неоднозначность их трактовки субъектами налоговых правоотношений. На сегодня в условиях отсутствия идеального механизма, который обеспечил бы урегулирование таких противоречий “мирным путём”, споры между органами налоговой службы и налогоплательщиками разрешаются в суде. Одной из причин таких споров является включение в валовые расходы налогоплательщиками стоимости услуг и товаров без подтверждения товарно-транспортной накладной.
При отнесении плательщиками налогов к валовым расходам транспортных и транспортно-экспедиционных услуг по перевозке товара достаточно часто игнорируются требования по подтверждению первичными документами данных операций. А именно, налогоплательщики ограничиваются составлением актов предоставленных услуг или работ, счетов, которые выставлены за выполненные услуги и договорами. Однако, единственным для всех участников товарно-транспортного процесса юридическим документом, который регулирует списание товарно-материальных ценностей, учёт и пути их перемещения, складской, оперативный и бухгалтерский учёт, а также расчёты за перевозку груза и учёт выполненной работы является товарно-транспортная накладная.Таким образом, товарно-транспортная накладная является первичным транспортным документом, который подтверждает валовые расходы в соответствии с законом Украины “О налогообложении прибыли предприятий”. Важно отметить, что наличие должным образом оформленных транспортных документов является также подтверждением товарности хозяйственной операции, её фактического осуществления.
Суды разных инстанций также придерживаются указанной позиции при рассмотрении дел. Так, в интересах Кременчугской ОГНИ в 2008 году были вынесены решения по 12 делам по аналогичным нарушениям на общую сумму около 4 млн. грн.
Юридическое управление Кременчугской ОГНИ