Кременчугский автомобильный завод не работает. Его рабочим не выплачивают заработную плату, а о том, что перед работниками существует задолженность никто не сообщает. Что думают сами автостроители по поводу ситуации, которая сложилась на предприятии. Как выживают эти люди, которых отправили в неоплачиваемые отпуска?
С надеждой на вызов работать...- С автомобильным заводом связана почти вся моя жизнь, - рассказывает ветеран труда Вадим Григорьевич. - Сюда пришёл после армии, здесь получил заочное образование и первую руководящую должность мастера. Считал, что доработаю на родном заводе до пенсии, но в середине прошлого года попал под сокращение и сейчас приходится доживать до пенсионного возраста, получая помощь по безработице.
Ирине ещё нет и тридцати. Она пришла работать на завод уже имея высшее экономическое образование:
- Первые два-три года я была довольна и престижной должностью в отделе аудита и приличной зарплатой, - говорит молодая женщина. - Однако потом завод начал работать по две недели в месяц, а в апреле-мае текущего года - по два дня в неделю. В июне получила несчастные 200 гривен за май и была вынуждена уйти в долгосрочный отпуск за свой счёт. Каждое утро с надеждой жду вызова на работу, а потом иду пешком через весь город к матери-учительнице, чтобы хоть что-то поесть.
Слесаря по ремонту оборудования отдела главного энергетика Романа встретили около банкомата:
- Вот позвонил в бухгалтерию и узнал, что уже есть зарплата за апрель, - радуется. - Сейчас посмотрю, начислили ли заодно и отпускные. Потому что догуливаю тарифный отпуск без денег. Буду ли потом работать? Думаю, буду, потому что служба у нас такая: пока оборудование простаивает, мы работаем. Как будет дальше - не знаю, потому что слышал, что якобы завод вообще законсервируют.
...с полгода впроголодь
“Редакция? - удивился нашему звонку наладчик цеха шасси Олег. - Вы лучше на завод позвоните и спросите у руководства: когда нам дадут работу - сами на завод приезжают ежедневно и зарплату получают в полном объёме. Да ещё какую! А рабочий класс по меньшей мере полгода впроголодь живёт: моя семья, например, - на 800 гривен, которые жена в детском садике зарабатывает! За квартиру забыл когда и платил - уже повестку в суд получил. Дочку учить не за что, а ей скоро на третий курс в педучилище идти! А вы - “как дела, как жизнь?” Хуже некуда, скажу я вам! До свидания!”
- Последнюю нормальную зарплату получил в декабре, - признаётся шлифовщик Сергей. - За следующие четыре месяца “зарабатывал” половину от положенного. Но был и тем доволен, поскольку работники 40-го и 42-го цехов управления инструментального производства (я работаю в 41-ом) до сих пор, кажется, вообще ничего не получили. С ноября прошлого года управление начало работать неполный рабочий месяц и уже в апреле - всего 15 смен. В мае меня заставили написать заявление на “чернобыльский” отпуск (пока - без отпускных), на днях начислили заработанные за 16 апрельских дней 1200 с лишним гривен. За май-июнь, когда продолжал гулять уже вынужденно, понятно, не жду ни копейки. Но в июле пригласили поработать один день.
Без оснащения нет будущего
По неофициальной информации, в начале июля администрация УИП собиралась пригласить “немножечко” поработать пятнадцать своих спецов, но потом список подкорректировала и окончательно решила: пусть выйдут хоть семеро.
- Я не согласился, - признаётся шлифовщик Сергей. - Пусть знают: простой рабочий тоже имеет собственное достоинство!
Каждый специалист понимает, что основа любого производства заключается в изготовлении оснащения: штампов, пресс-форм, инструментов и тому подобное. И по уровню развития УИП можно говорить о дееспособности того или иного машиностроительного завода.
- Насколько мне известно, - рассказывает простой шлифовщик, - ни вагонный, ни колёсный заводы, ни завод дорожных машин не “ударили” по своим УИП так, как КрАЗ: если на конец прошлого века в трёх цехах управления инструментального производства автозавода штатных работников насчитывалось 1300 лиц, то во время нынешнего кризиса количество специалистов планирует сократить в десять раз: сорок человек на цех - это нормально? Что можно говорить о будущем развитии предприятия?!
- Я уже не вижу перспективы получить заработанные на КрАЗе полмиллиона гривен, - говорит директор небольшой харьковской фирмы Александр, который был вынужден заложить в ломбард свои «BMW» и квартиру, чтобы заплатить своим подчинённым, которые в течение мая-октября прошлого года выполнили заказанный заводом объём ремонтно-строительных работ.
Как комментируют безденежье и безработицу?
Председатель профсоюзного комитета ХК «АвтоКрАЗ» Алла Блинова:
- К сожалению, из-за нарушения банковской системы пострадала прежде всего машиностроительная отрасль, и чувствительнее всего - автомобилестроение. Чтобы не оставлять своих работников в подвешенном состоянии, именно профком контролирует соблюдение Закона администрацией. Несмотря ни на что, без добровольно написанного заявления никто не имеет права отправить работника в отпуск за свой счёт больше, чем на 15 дней (работающего пенсионера - на 30). Если завод не может обеспечить работника работой по его специальности, предлагается другая шестичасовая неквалифицированная работа на 2/3 оклада. Завком рассматривает и вопрос предоставления материальной помощи, в первую очередь - семьям рабочих династий. Главное, работники видят, что руководство холдинга использует все пути для стабилизации производственных отношений. Ведь беда на всех одна!
Мэр Николай Глухов:
“Я не могу отвечать за каждое предприятие и здесь нужно задавать вопрос о задолженности председателю правления предприятия С.Сазонову. Речь идёт о статистической отчётности и каждый, кто её подписывает несёт персональную ответственность, и криминальную в том числе. Поэтому я не могу прокомментировать этот вопрос. Могу сказать из нашей промышленности, что на прошлой неделе встретился с руководителем сталелитейного завода и могу сказать, что это предприятие начало работать. Объём работы в этом и следующем месяце у предприятия есть. Ситуация чрезвычайно тяжёлая, но драматизировать её не нужно.
Александр Курилов
1 комментар