» » » Под Кременчугом найдены обломки советского самолёта времён ВОВ и останки лётчика
20:45 Середа 2 13 033
20:45, Середа, 23 листопада 2011
События 13 033 2

Под Кременчугом найдены обломки советского самолёта времён ВОВ и останки лётчика

Раскопки вручную.Ещё в сентябре 2011 г., член общественной организации «Музей истории авиации и космонавтики» В. Ивушкин, в 4 км. от с. Маламовка, невдалеке от границы Кременчугского района и Кировоградской области, обследуя местность, где согласно немецким архивным документам, 9 августа 1941 г. были расстреляны 100 бойцов из Кременчугской дивизии народного ополчения, наткнулся на фрагменты алюминия, похожие на обшивку самолёта и разбросанные на значительной по площади территории.
Чуть позже стали попадаться и небольшие фрагменты самолётной конструкции и оборудования. Обсудив совместно и проанализировав находки, было принято решение продолжить осмотр местности на предмет обнаружения точного места падения самолёта, а в случае обнаружения его, готовить экспедицию для проведения раскопок.

Воронка на месте взрыва самолёта до проведения раскопок. Начало раскопок с использованием экскаватора. Раскопки вручную.

Осмотр предполагаемого места падения самолёта В. Ивушкин продолжил по выходным вместе со свом сыном Олегом, на это ушло ещё 4 выходных дня, и вот уже в октябре, во время очередного выезда, последовала удача. Сев перекусить, сын В. Ивушкина обратил внимание на расположенную совсем рядом не глубокую, заросшую кустарником и овальную по форме воронку. Обследовав её с помощью специального прибора, стало ясно, что она заполнена металлом, т.к. прибор подавал сигнал по всей площади, практически не замолкая. В этот же день было сделано несколько шурфов по центру и краям обнаруженной воронки до глубины 1,5 м и изъято несколько предметов, которые однозначно указывали, что это фрагменты двигателя самолёта, а обнаруженное место, является точкой удара самолёта о землю.

Останки лётчика в земле и после изъятия. Останки лётчика в земле и после изъятия. Талоны на питание для лётного состава.

Что мы нашли и что можем ещё найти? Проанализировав все находки, и тщательно осмотрев местность, мы пришли к следующим предварительным выводам:
 — обнаружено место падения советского самолёта;
 — тип самолёта – скорее всего одномоторный бомбардировщик (обнаружен фрагмент радиостанции РСБ, которая устанавливалась, в большинстве случаев, на бомбардировщики, и иногда на разведчики и большое количество осколков от бомб);
 — год падения — скорее всего 1941 (все обнаруженные истлевшие гильзы, с фрагментами пулемётной ленты, датированы на донышке 1938-1940 г., и номером Луганского патронного завода);
 — в самолёте должно было быть, как минимум, два, а то и три члена экипажа.

Пряжка от брючного ремня. Бегунок от замка молния. Фрагмент портмоне и предметы находившиеся в нем.

Но самый главный вывод, а скорее предположение, было сделано после тщательного осмотра прилегающей местности, рельефа и расположения самой воронки. Было очевидно, что лётчик подбитого самолёта пытался перетянуть через большой и глубокий овраг (сейчас там лес) и посадить самолёт на расположенную впереди свободную от деревьев поляну. Для этого ему не хватило буквально нескольких метров (воронка от удара самолёта расположена на самой вершине оврага). Самолёт ударился о землю и взорвался на собственном боезапасе, разброс фрагментов самолёта до 250 метров от места удара о землю.

Фрагмент документа, возможно партбилета. Кольцо от парашюта и фрагменты шёлковой парашютной ткани. Фрагмент радиостанции РСБ.

Следовательно, как минимум, один член экипажа самолёта оставался в нём до удара о землю и останки его, или только часть их, могут находиться в воронке среди обломков самолёта. Были надежды, что при проведении раскопок могут быть найдены документы погибшего пилота, номерные детали агрегатов, бирка с номером двигателя и т.п. Эти предметы могли дать ответы на многие вопросы по типу самолёта, полку которому он принадлежал, дате гибели, а самое главное, с их помощью установить имена погибших или оставшихся в живых членов экипажа. Встал вопрос о проведении раскопок, а для этого нужна техника, люди, транспорт и т.д.

Раскопки, находки, огорчения

Подготовка к раскопкам заняла неделю. В решении основных вопросов помог заместитель мэра Кременчуга В. Медведовский, в течение одного дня, и что важно, без всяких бюрократических проволочек, было получено письменное разрешение на проведение работ от райгосадминистрации Кременчугского района (место падения самолёта находится на их территории). 16 ноября примерно в 09:30 техника уже была на месте и после короткого инструктажа были начаты значительные по объёму земляные работы вокруг воронки. Каждый ковш земли, которую доставал экскаватор, тщательно проверялся и исследовался, но к удивлению и огорчению каких-либо значительных и больших по размеру деталей, не попадалось. По изъятым предметам, а это были разложившиеся до состояния порошка куски магниевого сплава от корпуса двигателя, два повреждённых воздушных баллона, клапаны из головок цилиндров, пружины от них, толкатели клапанов и пр. неопределённым пока деталям, стало ясно, что двигатель, как и сам самолёт, были полностью разрушены, вероятно взрывом бомбового боезапаса. В пользу таких предположений говорили и массивные осколки бомб, извлекаемые с глубины 2 метров. Попалось и несколько слесарных инструментов (2 зубила и предмет похожий на лезвие топора, с явно расклёпанной ударами верхней частью, а ранее, на расстоянии 150-200 метров от воронки, была обнаружена даже кувалда с металлической ручкой). Поначалу присутствие этих предметов среди обломков самолёта не вызывало особого удивления (в самолёте вполне мог присутствовать какой-то инструмент), но позже, проанализировав все находки их количество, характер и возможное назначение, мы пришли к совершенно другому выводу. Этот инструмент использовался при разделке обломков взорвавшегося самолёта.

Детали двигателя. Воздушные баллоны. Поворотное устройство с опорным подшипником (возможно от турели стрелка).

Дело уже шло к обеду, а каких-либо значительных предметов всё не находилось, всё больше осколки от бомб, да непонятные детали и фрагменты обшивки самолёта.

После обеда начали работать вручную лопатами, да и не высокая плотность грунта позволяла копать без особых усилий. Всё говорило, что мы в центре воронки. Через какое-то время в левой стороне воронки грунт стал совсем мягким и стали попадаться маленькие косточки, а ещё через некоторое время, стали видны и более крупные кости человеческого скелета из которых торчала подошва от обуви. Расчистив руками останки по периметру, оказалось, что лежат они очень компактно, в пределах окружности диаметром до 70 см. Какие-либо крупные металлические предметы вокруг останков, в том числе и элементы кабины пилота, отсутствовали.

Всё больше становилось очевидным, что место падения самолёта было разграблено сразу после падения. Крупные фрагменты конструкции, вероятно, были вывезены немцами (в вермахте существовали специальные подразделения по сбору металлолома), а что осталось от немцев, досталось местному населению исповедующему принцип «в хозяйстве всё пригодится».

Непонятный по назначению элемент конструкции с тремя степенями свободы. Разные фрагменты самолёта. Разные фрагменты самолёта.

При такой версии становится абсолютно объяснимым и отсутствие среди обломков крупных фрагментов конструкции самолёта и присутствие среди них примитивного рубящего инструмента (кувалда, зубило и лезвие топора), ну, а больше всего, предметы форменной одежды, лётной аммуниции, точнее их отсутствие, вокруг останков лётчика.

Останки лётчика и свидетельства мародёрства

Разбирая осторожно руками останки пилота, мы убедились, что его тело было сильно повреждено при взрыве самолёта: полностью разрушен череп, поломаны многие кости, в том числе ног и т.д. Среди останков было выявлено кольцо для раскрытия парашюта (однозначное свидетельство, что лётчик во время удара самолёта находился в кабине), застёжка от брючного ремня, бегунок от замка типа молния, одна подошва от сапог или унтов, небольшой фрагмент скомканной или сложенной парашютной шёлковой ткани, небольшие фрагменты кожи (вероятно от куртки или шлема). Не менее интересной находкой является и фрагмент кошелька или портмоне, размером со спичечный коробок, в котором находилось 4 монеты (две по 20 коп. и две по 2 коп.), перо к авторучке с выштамповкой «Харьков», и истлевшие, но читаемые фрагменты талонов на завтрак (такие выдавались лётно-подъёмному составу). Можно предположить, что в портмоне находилось и какое-то удостоверение в красной обложке, возможно даже партбилет (комсомольские того времени были серого цвета) совсем небольшие фрагменты этого документа почти не сохранились.

Предположительно бензонасос двигателя. Цилиндр двигателя, найденный А. Коваленко за километр от места падения самолёта. Таких на двигателях стояло от 5 до 18 шт. в зависимости от  модели. Магазин питания от пулемёта ДА

И вот тут начали возникать вопросы: куда исчез весь парашют, если его фрагменты и кольцо находились вместе с останками, где фрагменты форменной одежды, где всегда хорошо сохраняющиеся форменные пуговицы, эмблемы и знаки различия (кубари или звёздочки) изготовленные из латуни и не разлагающиеся в земле, где бляха от военного ремня, тоже изготовленная из цветного металла, где другие предметы лётного снаряжения, изготовленные часто из кожи??? Вывод здесь один…

Кто это мог сделать, однозначно ответить нельзя, но есть письменные свидетельства очевидцев, которых немцы заставили собирать разлагающиеся тела погибших в 1941 г. ополченцев, кстати, в 2-3 км от места падения самолёта. Все тела ополченцев были раздеты до нижнего белья, на телах отсутствовала также обувь.

Одно можно сказать, очень маловероятно, чтобы немцам нужна была гражданская одежда, ношенная, да ещё снятая с трупа.

Исходя из того, что вокруг останков лётчика отсутствовали фрагменты кабины, фюзеляжа и крупных частей двигателя можно с высокой вероятностью предположить, что тело лётчика было выброшено из кабины самолёта во время удара или взрыва, а уже потом сброшено кем-то в образовавшуюся от взрыва воронку. В пользу такого предположения говорила и компактность расположения останков.

Ещё четыре дня работала поисковая группа на месте падения самолёта, но особых и информативно ценных предметов так и не обнаружила.

Что дальше?

А дальше нужно делать в Полтаве антропологическую экспертизу останков (это даст возможность определить половозрастные характеристики погибшего, а заодно и определить одному или нескольким людям принадлежат останки). Отдельным вопросом стоит тема перезахоронения самих останков с подобающими почестями. Решение этих вопросов зависит от властей Кременчугского района и города.

Нам же предстоит кропотливая работа по идентификации найденных обломков самолёта, с целью определения типа и марки. Если это удастся установить, то будет продолжена работа с документами на предмет установления принадлежности самолёта конкретному полку и установлению фамилий членов экипажа, но на это могут уйти годы без получения конкретных результатов. Сейчас фотографии обломков, по которым можно хотя бы приблизительно определить тип самолёта, отправлены известному российскому поисковику Илье Прокофьеву. Кстати, с его помощью несколько лет назад были получены архивные справки и установлена биография лётчика Виноградова Н.Г.

Стоит вопрос о проведении рекультивации, т.е. приведения в соответствующий порядок территории, на которой проводились раскопки, и установки хотя бы скромного знака, а это опять средства, которых у нас нет.

Обломки самолёта, а их не меньше 100 кг, которые мы изъяли и храним у себя, будут все до единого использованы для обустройства интересной экспозиции в музее. Планируется выложить на полу приличную горку из обломков, а из неё будет произрастать до потолка березовый ствол, всё как в жизни. На стволе будут прикреплено много портретных фотографий погибших лётчиков-кременчужан и безымянных лётчиков военной поры. У большинства из них нет могил, как не было её 70 лет у неизвестного лётчика, останки которого мы изъяли. Этот уголок будет посвящён светлой памяти не вернувшихся из боевых вылетов.

Музей истории авиации. Быть или не быть?

Разговор с журналистом местной газеты «Телеграф» О. Булашевым о найденном самолёте и останках лётчика состоялся в строящемся музее, и так получилось, что закончился он темой музея. Редакция поинтересовалась у меня, как скоро закончится реконструкция помещения, что ещё нужно сделать и сколько надо на это денег, помогает ли городская власть?

Я начал увлечённо и эмоционально рассказывать, что благодаря спонсорам сделано 50% работ (27 ноября исполняется 3 года с начала реконструкции), сколько предприятий помогло, кто отказал, кто вообще не принял меня для разговора (среди таких оказался даже Почётный гражданин Кременчуга), но когда меня ещё раз спросили об отношении власти к созданию музея, я замолчал, потом махнул безнадёжно рукой и начал закрывать дверь в строящийся уже 3 года музей, площадь которого составляет всего 122 кв. метра.

P.S. 21 ноября 2011 г. поступила ещё одна интересная информация. Председатель Кременчугского общества охотников А. Коваленко случайно встретился в районе падения самолёта с В. Ивушкиным и сообщил, что примерно в километре или чуть более от места раскопок в сторону с. Маламовка на лесной просеке он видел большой круглый предмет непонятного назначения. Этим предметом оказался цилиндр авиационного двигателя воздушного охлаждения. В отверстие на цилиндре был вкручен кусок проволоки. Фрагмент двигателя тащили в сторону Маламовки… вероятно очень давно.

Прошу отозваться всех, кто знает или слышал что-нибудь о судьбе самолёта и членах экипажа найденного самолёта.
Контактный телефон: (050) 757-90-93


Бышенко А.Н.
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    2 комментаря
    1. strogiy
      strogiy з Российская Федерация
Moscow
      24 листопада 2011 10:09 #532142
      0
      Огромное спасибо за такой профессиональный и интересный рассказ о наших бойцах сложивших головы на полях сражений за нашу родную землю. Очень интересно, когда из полутораметрового слоя земли достаёшь наше прошлое, чью то жизнь оборвавшуюся внезапно. А ведь с этими обнаруженными останками сколько возможно было связано..?! Это и определённое место где он рос, воспитывался, учился. Это и семья, может быть, в которой остались его дети, жена и многое многое другое. А теперь косточки... Царствие Небесное этому воину отдавшему жизнь за други своя, т.е. за нас с вами.
    2. A85
      A85 з Украина
Kremenchug
      24 листопада 2011 13:48 #532148
      0
      Присоединяюсь к написанному...
      Цитата: strogiy
      Огромное спасибо за такой профессиональный и интересный рассказ о наших бойцах сложивших головы на полях сражений за нашу родную землю. Очень интересно, когда из полутораметрового слоя земли достаёшь наше прошлое, чью то жизнь оборвавшуюся внезапно. А ведь с этими обнаруженными останками сколько возможно было связано..?! Это и определённое место где он рос, воспитывался, учился. Это и семья, может быть, в которой остались его дети, жена и многое многое другое. А теперь косточки... Царствие Небесное этому воину отдавшему жизнь за други своя, т.е. за нас с вами.