29 июня в Кременчуге на перекрёстке улиц Соборной и Победы — месте, где в конце XIX века пролегал один из трамвайных маршрутов, установили мини-скульптуру кременчугского трамвая. Об этом сообщили в пресс-службе Кременчугского горсовета.
Мэр Виталий Малецкий отметил, что приятно когда в городе появляются подобные уголки, которые отражают его историю. Он подчеркнул, что появление таких контактных культурных объектов будут способствовать улучшению туристической привлекательности города, поможет молодому поколению кременчужан и нашим гостям больше узнавать о развитии Кременчуга, интересных фактах и событиях, которые происходили в нём в разные исторические периоды. Мэр поблагодарил горожан, которые открывают новые страницы истории Кременчуга и, благодаря которым проходят подобные культурные акции для сохранения местного исторического наследия.Стоит отметить, что мини-скульптура Кременчугского трамвая изготовлена и установлена за счёт благотворительных средств кременчужан. Идея принадлежит Оливии Капатия. На открытии мини-скульптуры инициатор проекта отметила, что в планах продолжить культурную акцию, ведь именно она помогает почувствовать то, что происходило в жизни наших предков, сочетает интересное, несколько забытое, прошлое нашего города с его современностью.
По информации из открытых источников, запуск трамваев в Кременчуге принят постановлением городской думы от 10 октября 1895 года. Кременчуг стал пятым городом Украины, получившим этот самый современный и удобный вид городского транспорта. В то время в Украине трамвайные линии имели такие города, как Киев, Екатеринослав, Елисаветград и Житомир. В 1897 году были начаты работы по наладке движения трамвая и строительство трамвайных линий по трём маршрутам. Через два года в городе провели регулярные трамвайные рейсы на трёх линиях. Трамваи ходили на маршрутах с интервалом 10 минут на загородном маршруте — 20 мин. На 1916 год городской трамвайный парк состоял из 16 моторных вагонов с открытыми площадками на двухосной тележке. Длина трамвайного пути достигала 12 километров. За год трамвай в среднем перевозил 2,8 млн пассажиров. Проезд стоил 5 копеек за один час.
Остановился Кременчугский трамвай 26 февраля 1917 года, причиной тому стал глубокий экономический кризис, вызванный гражданской войной. Начиная с 1920 года и вплоть до начала Второй мировой войны, вопрос о возобновлении движения кременчугского трамвая поднимался несколько раз. Реализовать эти планы не удалось из-за длительной войны и послевоенной разрухи. Так закончилась история кременчугского трамвая — одного из первых в Украине.
Маршруты:
- «Пароходная пристань — ул. Екатерининская (Соборная) — ул. Киевская (Победы) — ул. Мальцевская (сегодня не существует, на её месте Приднепровский парк) — Электростанция».
- «Пароходная пристань — ул. Екатерининская (Соборная) — Ярмарочная площадь (ул. Халаменюка) — ул. Александровска (Первомайская) — Электростанция».
- «Пароходная пристань — ул. Пищевая (Шевченко) — ул. Мальцевская (сегодня не существует, на её месте Приднепровский парк) — ул. Киевская (Победы) — ул. Весёлая (ул. 1905 года) — ул. Херсонская — ул. Украинская».
Депо кременчугского трамвая и электростанция находились у подножия Песчаной горы между улицей Екатерининской (Соборной) и Троицким переулком (ул. Чкалова).