Нефть залила территорию площадью 350 квадратных метров и просочилась, по оценкам экологов, на 40 сантиметров вглубь. “Укртранснефть” уже обязалась вывезти на переработку загрязненный грунт и ведет по этому поводу переговоры с Лисичанским и Кременчугским нефтеперерабатывающими заводами.
- Из трубы вылилось 253 кубометра нефти. Почти вся она была собрана – техника вывезла 247 кубов топлива, - рассказал главный специалист Госуправления экологии и природных ресурсов Харьковской области Тарас Вусик.Двенадцатиметровый фонтан “черного золота” бил из-под земли почти сутки. На место аварии магистрального нефтепровода Лисичанск – Кременчуг в Близнюковском районе управление МЧС выслало два вертолета и пятнадцать машин спецтехники: бульдозеры, экскаваторы, самосвалы. Спасатели вместе с работниками “Укртранснефти” вырыли вокруг свища метровую траншею и принялись откачивать нефть. Но только к вечеру следующего дня им удалось поставить заглушку в месте прорыва. После того как топливо было собрано, экологи обработали местность спецсредствами. Как заверил Тарас Вусик, эти препараты нейтрализуют остатки нефти и разложат ее до состояния воды и углекислого газа.
- Хорошо, что на этой земле не было фермерских посевов. Местные жители не захотели брать свои паи, так что эта территория осталась в резерве у местной власти. Только следующей весной можно будет точно определить размер ущерба по тому, вырастет на этом месте что-то или нет, - констатирует Тарас Иванович. – Хотя судя по моей практике, на месте разлива нефти трава растет как на дрожжах и может вымахать в человеческий рост.
Сейчас поврежденный участок нефтепровода накрыт саркофагом. Специалисты “Укртранснефти” уверяют, что герметизирован он полностью, поэтому прокачка топлива по магистрали Лисичанск – Кременчуг была возобновлена уже через сутки. Пока предприятие подсчитывает убытки, правоохранители выясняют, кто виноват в случившемся. Одна из версий – нефть вырвалась после попытки ее несанкционированного отбора. Однако установить, так ли это, довольно трудно.
- Дело в том, что воры подключаются к магистрали, как правило, при помощи холодной врезки, а она не оставляет следов, - пояснил эколог.
Если все-таки виновным окажется “Укртранснефть”, предприятие ждут штрафы. Независимо от вердикта правоохранителей, предприятие делает все, чтобы ликвидировать последствия аварии. Как заметил Тарас Вусик, эти затраты будут гораздо большими, чем возможная сумма штрафа.
Комсомольская правда