С начала года на дорогах Украины в дорожно-транспортных происшествиях погибли 1309 человек и около 12000 получили травмы. В большинстве этих ДТП и водитель, и пассажиры не пользовались ремнями безопасности. Между тем, надёжно пристёгнутый ремень безопасности прочно удерживает человека на сиденье и при аварии препятствует столкновению с твёрдыми элементами салона.
Отметим, что использование ремней необходимо, как при отсутствии подушек безопасности, так и при их наличии, ведь алгоритм раскрытия подушек разрабатывается с условим, что водитель (пассажир) в момент их раскрытия пристёгнут ремнём. Срабатывание подушек в момент неконтролируемого резкого смещения тела человека в момент аварии может привести к непредсказуемым последствиям. Например, при фронтальном ударе непристёгнутый водитель получает подушкой безопасности удар в голову, что по силе превосходит удар о переднюю панель.Немного истории
Идея фиксировать человека в кресле родилась в начале 19 века и касалась, прежде всего, авиации. А вот первый патент на ремень безопасности для наземных транспортных средств был выдан в США в 1885 году. Впрочем, инициативу Эдварда Клегхорна сначала почти никто не поддержал. Только в 1956 году ремни в автомобилях начали входить в моду. Компании Ford и Chrysler в Америке и Volvo в Европе начали предлагать их в качестве дополнительного оборудования. А два года спустя швед Нильс Болин предложил более совершенный вариант — трёхточечный диагонально-поясничный ремень стал частью стандартного оснащения Volvo P120 Amazon. С 1967 года все автомобили Volvo начали оборудовать трёхточечными ремнями ещё и на заднем сиденье.
А как у них?
Когда в Швейцарии в 1976 году референдумом был принят закон об обязательном использовании ремней безопасности, противниками были всего 0,8% голосующих. После принятия закона количество тяжёлых травм, полученных в ДПТ, снизилось в 5 раз, лёгких — в 3 раза. А вот в Японии подсчитали, что при применении ремней безопасности гибели людей удалось избежать в 75 случаях из 100, в США — в 77 случаях из 100, а при переворачивании автомобиля — в 91 случае из 100.
Пренебрежение использования ремней безопасности во многих странах грозит серьёзным штрафом. В некоторых из них, если было доказано, что водитель во время ДТП не был пристёгнут ремнём, он может не рассчитывать на получение выплат по страховке.
Интересные факты
Между тем, события, разворачивающиеся в момент дорожно-транспортного происшествия, где водитель и пассажиры не пристёгнуты, напоминают фильмы ужасов. Что именно происходит, когда водитель на скорости 80 км/ч совершает наезд на какое-либо неподвижное препятствие, описал в своей книге известный французский эксперт по безопасности движения Кристиан Жерандо:
«- Через 0,026 секунды после удара вдавливается бампер; сила, которая в 30 раз превышает вес автомобиля, останавливает его движение на линии передних сидений, тогда как его пассажиры — если они не пристёгнуты ремнями безопасности — продолжают двигаться в салоне автомобиля со скоростью 80 км/ч;
— Через 0,039 секунды водитель вместе с сиденьем стремительно движется вперёд на 15 сантиметров;
— Через 0,044 секунды он грудной клеткой ломает руль. Через 0,05 секунды скорость падает настолько, что на автомобиль и на всех пассажиров начинает действовать сила тяжести, которая в 80 раз превышает их собственный вес;
— Через 0,068 секунды водитель с силой в 9 тонн ударяется о приборный щиток;
— Через 0,092 секунды водитель и пассажир, сидящий с ним рядом одновременно врезаются головами в переднее ветровое стекло автомобиля и получают смертельные повреждения черепа;
— Через 0,100 секунды водитель, повисший на руле, откидывается назад, он уже мёртв;
— Через 0,110 секунды автомобиль начинает слегка откатываться назад;
— Через 0,113 секунды пассажир, сидящий за водителем — если он также не пристёгнут — оказывается с ним на одной линии, наносит ему новый удар и одновременно сам получает смертельные повреждения;
— Через 0,150 секунды наступает полная тишина, осколки стекла и обломки железа падают на землю. Место столкновения окутывает облако пыли. Всё произошло менее чем за две десятых доли секунды…».
Автогонщик, испытатель и журналист Алексей Мочанов, отмечает: «Я всегда езжу пристёгнутым. Если у меня кто-то в машине не пристегнулся, я с места не двинусь …
16 ноября 2006 года я выжил в аварии только потому, что был пристёгнут. Если кто-то считает людей, которые пользуются ремнями, трусами, я вам скажу, что среди автогонщиков трусов нет, хотя они пристёгиваются не трёхточечными, а шеститочечными ремнями. В современном автомобиле при резком нажатии на газ или тормоз ремень блокируется, прижимая водителя к сиденью, и это позволяет ему полноценно управлять автомобилем, а не держаться за руль, как за поручень в трамвае. С ремнём ездить удобно и гораздо более комфортно, чем без него. Уже нет такой ситуации, как в советское время, когда говорили „накиньте ремешок“, потому что тогда ремень был без преднатяжителя и, по сути, должен был просто болтаться для ГАИ. Сейчас это современная система безопасности, которая нужна как водителю, так и пассажирам».
Закон
Согласно законодательству Украины, имеющийся в машине ремень безопасности обязательно должен использоваться водителем и пассажирами. Исключение составляют лишь лица, которые обучаются управлению, водители и пассажиры оперативных и специальных транспортных средств и такси в населённых пунктах, а также лица, которые по причине заболевания не могут использовать ремень и водители-инвалиды.
Несоблюдение этих требований влечёт за собой административную ответственность в виде штрафа. Но каковы бы ни были требования Закона, безопасность водителя и пассажиров прежде всего зависит от самосознания каждого из них, от того, насколько человек ценит свою жизнь и жизнь других. Не забывайте — дорога не прощает ошибок!
Пресс-служба Департамента ГАИ МВД Украины
4 комментаря