» » » Кременчужанин Максим Пасько не вернулся с Грузинской войны
21:04 Неділя 4 7 163
21:04, Неділя, 7 вересня 2008

Кременчужанин Максим Пасько не вернулся с Грузинской войны

Максиму Пасько оставался месяц до 20-летия, когда он попал в Гори. Максим Пасько, фото С.ДувановаГрузино-осетинская война для 20-летнего Максима Пасько длилась меньше пяти дней. Похоронка на солдата-срочника 58-й армии Российской Федерации попала в руки коменданта общежития на юге Москвы 13 августа.
“АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ АННА АНАТОЛЬЕВНА С ПРИСКОРБИЕМ СООБЩАЕМ ЧТО ВЫПОЛНЯЯ БОЕВОЕ ЗАДАНИЕ ПРОЯВИВ СТОЙКОСТЬ И МУЖЕСТВО 12 АВГУСТА 2008 ГОДА ПОГИБ ВАШ СЫН ПАСЬКО МАКСИМ АНАТОЛЬЕВИЧ ВЫРАЖАЕМ ГЛУБОКОЕ СОБОЛЕЗНОВАНИЕ = ВРИО КОМАНДИРА ВОЙСКОВОЙ ЧАСТИ 66431 ГВ. МАЙОР В ПРЯМКОВ НННН ВРЕМЯ — 18:25 ДАТА — 14.08.2008 Вх. Номер — 0007…”

Родители не увидели похоронку: её прислали на московский адрес Максима, где он прописан, но никогда не жил. До 18 лет Максим с папой и приёмной матерью жил в Кременчуге Полтавской области, на третьем Занасыпе. В Москву уехал два года назад, где его сразу нашли люди из военкомата. Это был последний двухлетний призыв в войска РФ.

Последняя связь со срочником Максимом Пасько была утром, 12 августа. Он слал SMS-послания друзьям. Писал, что “стоит на границе, что грузин прогнали, что все “нормалёк” и скоро дембель”... Во второй половине дня уже никто не мог выйти с ним на связь. В этот день за Гори, на расстоянии примерно шестидесяти километров от Тбилиси, погибли несколько человек из части №6643, где служил Максим Пасько.

“Мы на БМП двигались за пятью танками, — рассказал российским информагентствам сержант из той же части Андрей Медовиков. — Я сидел в машине, только голова выглядывала. Вдруг метрах в пятидесяти от нас разорвался снаряд. Двое наших ехали на броне — убило сразу. Одному оторвало руку и ногу. Их тела накрыли меня, поэтому я не ранен. Я выбрался из машины. Мы, человек пятнадцать, спрятались за домом и стали отстреливаться. Позже командир роты принял решение вернуться назад, и мы уходили огородами до Гори, потом до отметки, на которой написано, что до Тбилиси 60 километров. Там повернули на Цхинвал. Позже нас забрал вертолёт. А через три дня мы вернулись за своими убитыми. Только из нашего полка погибло девять человек...”

Тогда в погибшие записали механика-водителя танковой роты Пасько. Ему оставалось 34 дня до 20-тилетия... Но отец не верит в смерть Максима: останки до сих пор в морге в Ростове-на-Дону, да и они обгорели до неузнаваемости. Тело неизвестного бойца с бумажкой “Рядовой М. Пасько” — единственное доказательство того, что это останки Максима Пасько. Отец сдал кровь. Экспертиза показала, что ДНК останков Максима и ДНК Анатолия не сошлись. Теперь на анализ нужно сдать кровь по линии матери. Но родная мать Максима давно умерла. Её родственники живут где-то в России.

Призывников не посылали
Российскую колонну, в который был срочник Максим Пасько, разбомбили 12 августа. А за час до этого информагентства передали: на войну солдат-срочников не посылали.

Сухуми. 12 августа. INTERFAX.RU: “В Минобороны России опровергли сообщения некоторых СМИ о том, что в Южной Осетии вместе с контрактниками воюют военнослужащие срочной службы. “Военнослужащие срочной службы не участвуют в боевых действиях в Южной Осетии. Боевые задачи выполняют только контрактники”, — заявил официальный представитель российского военного ведомства”... Новость вышла в 10:49. А через час с Максимом уже не было связи. Несколькими днями позже стало известно, что в тот день погибли четыре срочника. Высоким военным чинам пришлось признать, что они посылали 18-летних ребят на войну: “У нас реально в боевых действиях было и незначительное количество призывников. В основном из тех частей, которые дислоцированы в районе Владикавказа”, — заявили в генштабе военных сил России, когда в интернете вовсю гуляла информация о погибших солдатах-срочниках.

Мистика: звонок с кавказским акцентом
20 августа в кременчугской квартире раздался звонок. К телефону подошла бабушка. Женский голос с кавказским акцентом неразборчиво говорил о Максиме, о Гори, о горе, о горах... 76-летняя Анна Макаровна, как ни старалась, не смогла разобрать, что говорили на том конце провода. Связь оборвалась через несколько минут.

“Мы за это ухватились, стали кричать, что он живой, может, в плену, может, у местных жителей, — с надеждой говорит Валентина. — Подключили московских журналистов”. Они перепроверили, не приснился ли звонок родным.

Электронное письмо из Киева гласило следующее: “Привет. Пробил через Кременчугскую АТС. Входящий звонок 20 августа в 17:30 на телефон, который вы мне дали, был. Больше ничего сказать не могу. На АТС говорят, что у них нет технической возможности установить, откуда был вызов и с какого номера...”

“У меня нет ощущения, что сын мёртв. В Ростове мне сказали, что экспертиза ДНК даёт гарантию 99,9%. Если бы медики подтвердили, что это его останки, я всё равно верил бы, что он жив”, — говорит Анатолий Пасько.

Тело не отдают
Когда родители узнали о смерти сына, поехали в Россию за телом. Им объявили решение мужей в погонах: похоронить Максима как героя, на Алее Славы в Москве. Отец отказался от посмертных почестей для сына. Готовиться к похоронам долго не пришлось. Вот только тело сына не отдали ни через три дня, ни через сорок...

“Ждут в Москве, венки купили, все... — рассказала «Сегодня» бабушка Анна Макаровна — она осталась в Кременчуге. “Нам сначала говорили, что в Ростове нет представителя части, чтобы оттуда тело привезли, все на войне, — добавляет тётя Валентина. — На кладбище яму выкопали, венки стоят, в церкви заказали девять дней, сорок дней... а тела нет! Звоним военкому: отдайте тело, мы же с ума сойдём! Оно в Ростове, нам говорят”.

В Ростовском морге врачи показали только останки — две ноги и тазобедренный сустав с прикреплённой бумажкой. “Спрашиваем у судмедэксперта, он опознан? Отвечает: “Да никто его не опознавал! Документов нет. Только бумажка лежит с фамилией...” Пусть бы уже или труп привезли, или живого отдали”, — плачет бабушка.

С детства бойцовский характер
Родные продолжают надеяться. Им сказали знающие люди: у Максима как у механика танка — самая нижняя точка в машине. И если удар пришёлся по верху, то у Пасько ещё было 15 секунд, чтобы через люк внизу выбраться из горящего танка. “У Максима сильный характер. Если кто из горящего танка и выберется, это он, 100 процентов, — уверена подруга детства Аня.

В Москве у Максима двухкомнатная квартира. В 18 лет он отправился искать счастья в столицу России. “В тот день он должен был уже уезжать в Кременчуг, — вспоминает Дима, друг Максима. — Но его, кажется, прямо во дворе встретила милиция и забрала”. “Максима отправили в армию за 12 часов, отца даже вещи не пустили передать, — говорит Валентина. — Мы только потом узнали, что он во Владикавказе, в танковой части 58-й армии. Он нам звонил, иногда писал и однажды в отпуск приходил”. На армейскую жизнь не жаловался, говорят друзья. Только отец Анатолий, покопавшись в памяти. вспомнил, что сын только однажды пожаловался, разговаривая по телефону с мамой. Говорил, что плохо кормят, зимой не выдали рукавицы, просил выслать денег. “Сын писал: папа, идёт зима, но у нас нет тёплой одежды, мы в палатках замерзаем. Кто-то посеял форму на весь взвод, мы остались без одежды. Ребятам пришлось покупать фуфайки у осетин”, — рассказывает Анатолий Пасько.

Когда ему было четыре года, мама на его глазах выбросила 10-летнюю сестрёнку с 17-го этажа. Вслед за ней собиралась отправить и Максима, он успел выскочить в двери. После этого отец забрал ребёнка в Кременчуг. Здесь его растили отец и приёмная мама Надежда. “Как вспомню, когда его привезли из Москвы — маленький, худенький, — рассказывает тётя Валентина. — Он бегал по огороду, сорвал огурец, а что это? К помидору — а что это? Насыпали ему борщ, а он смотрит — не знает, есть или не есть. Я такого никогда не кушал, говорил…”. Здесь Максим закончил школу №3, что на третьем Занасыпе, поступил в местное училище. “Бывает, отличник, тянешь его тянешь, а он потом и не поздоровается, — рассказала директор школы №3 Наталия Кулиш. — А Максим приветливый, всегда такой добрый, весёлый. Улыбчивый и очень спортивный мальчик. Отличный футболист был. Если бы пошёл дальше, наверное, второй Шевченко был бы. Его тренера на соревнованиях отмечали”.

“Старший коллоны почувствовал какую-то угрозу”
Ветеран чеченской войны Аркадий Бабченко ехал 11-го числа в той же колонне, что и Максим. В своём посте на блоге он описал происходившее.

“...Мы вышли из Цхинвала около 14:00 11 августа. Колонна была здоровая, растянулась километров на пять. Всю её — от головы до хвоста — я даже не видел. Вообще колонна состояла из псковских десантников, которые шли далеко впереди, скорее всего, в авангарде, танкистов (не менее тридцати машин «Т-72»), пехоты 693-го полка и ямадаевцев, числом до роты. Мне сказали, что их было 100 человек. Нами колонна не заканчивалась. Сзади, помню, шла ещё бэшка 693-го полка.

Куда мы ехали? Поначалу нам сказали, что едем чистить грузинские сёла, в частности, Тамарашени. Но на деле вышли сразу на Гори. В Земо-Никози мы зашли по ошибке, просто ошиблись поворотом. Заезжать в Земо-Никози мы не должны были. Над Земо-Никози висел грузинский флаг. Помню, перед самым селом по колонне передали команду: “Интервал 100 метров”. Видимо, старший колонны почувствовал угрозу.

Кто был старшим всей колонны — не знаю. В селе к этому моменту начался бой. Уже подожгли какую-то нашу технику, полз характерный чёрный жирный дым. Как обычно от горящего танка. Наши танки были подбиты в правой стороне села. Заработали наши САУ, они били в левую сторону села. Минут через 5—10 наш МТЛБ выдвинулся в сторону Земо-Никози. Не доходя метров 500, остановились. Простояли минут 15, затем спешились и пошли в село. Вошли в зону обстрела, который шёл по перекрестку. В это же время к медикам подвезли ещё шестерых раненых на бэхе. Все средней тяжести. Это были пехотинцы 693-го полка. Они сказали, что сожжён один танк и одна БМП. Впоследствии я узнал, что в Земо-Никози сожгли два танка, одну БМП и один «Урал». Что с экипажами, никто не знал, но «Востоку» была поставлена задача дойти до танков и эвакуировать экипажи, если они живые. Под самим Земо-Никози я трупов не видел. Все трупы пехота убрала в десантные отсеки БМП. В тот день от разных людей я узнал, что погибли 9 человек. Мне эта цифра кажется объективной. Ночью мы слышали перестрелку в Земо-Никози. Там что-то горело. Часа в 4 утра на нас вышли пять танков 693-го полка. Они всю ночь катались по селу, заблудились, даже пристраивались в хвост грузинской колонне, пока наконец не вышли с нами на связь и не вырвались из села.

Я отчётливо помню, что танкисты 693-го полка везли на броне двух убитых. Они были накрыты плащ-палатками, из-под которых торчали берцы. Когда мы 12-го прибыли в Гори, то услышали по грузинскому радио, что война закончилась”.

Уголовное дело: следователи ни в чём не уверены
Телеграмма, подписанная временным комполка гвардии майором Прямковым, оставляет много вопросов. Почему её прислали на имя отца и сестры Максима? Первый живёт в Украине больше десяти лет, а девочка погибла ещё раньше. Позвонить в общежитие и позвать к телефону отца солдата Анатолия Петровича или его мать никому в голову почему-то не пришло. Хорошо, что комендант, получив похоронку, не просто бросил её в ящик, а поднял шум. Обстоятельство, что в тот день замполит Прямков отправил с десяток страшных писем, его не оправдывает. 12 августа на земле Грузии погибли несколько человек из части №66431. Подробности того боя в полку до сих пор не сообщают.

Время гибели Максима Паськова тоже пока за семью печатями: в телеграмме Прямкова говорится, что срочник погиб 12 августа. Знакомая Максима москвичка Юля утверждает, что в 11:30 12 августа она получила от Максима SMS-сообщение: “Идём в наступление”. А Андрей Медовиков из этой же части утверждает, что всё произошло 11 августа.

Точно пока известно лишь то, что танк, в котором ехал Максим, сожжён из гранатомета. Военная прокуратура Северо-Кавказского округа возбудила уголовное дело. Следователи не уверены, что тело принадлежит Максиму Пасько. Правда, если бы родные не подняли шума, отказываясь верить, что Максим погиб, тело могли бы с почестями похоронить на Домодедовском кладбище Москвы.

SMS-ки с телефона Максима продолжают приходить... пустые
Телефон Максима до последнего был с ним. На фотографии, сделанной 9 августа где-то на подступах к Цхинвалу, он как раз отправлял послание. Этот снимок облетел обложки российских журналов. До конца войны — четверо суток. В левой руке — мобильник, Максим пишет своим близким и родным SMS-ки, рассказывает о том, что скоро конец. Очередной войне на Кавказе да и армейской жизни тоже. “Точка у меня 10 ноября. Дембельскую форму сделал, осталось по мелочи. Сейчас собираю фотки на дембельский альбом, так что сорри, что высылаю только пару. Ну, вот и всё, больше не знаю, что и писать. Золотая осень ДМБ—2008. С уважением, будущий дембель Максим Пасько!..”

После взрыва танка мобильный должно было разнести в щепки. Но родные уверяют, что телефон работает: мы несколько раз даже дозванивались, кто-то брал трубку, но из-за плохой связи разобрать что-либо было невозможно.

“Моя дочь Настя трижды дозванивалась, — говорит Валентина. — Как-то утром забегает в комнату, вся белая, трусится — набрала, а там “алло”, и какой-то голос то ли нерусский, то ли раненый, хриплый... Знать бы, куда мы дозваниваемся. Второй раз Настя опять дозвонилась, взял трубку мужчина нерусский, а потом женщина. И связь такая, как будто не хватает сети — пропадает постоянно и обрывается в конце концов. А Наде (приёмная мать) пришло сообщение с номера Максима с просьбой перезвонить. Она набирает, а трубку берёт нерусский человек… Тут связь опять оборвалась. SMS “перезвоните” с номера Максима приходили ей до семи утра. В итоге, дозвонились, а там опять нерусский голос говорит — никакого Максима я не знаю и ничего никуда не посылал. А недавно SMS с номера Максима пришло. Пустое”.
 
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    4 комментаря
    1. 456
      456 з Украина
Kakhovka
      8 вересня 2008 09:00 #1049
      0
      Какая нафиг мистика? Неужели не ясно что телефон сняли с убитого местные жители?
      Зачем весь этот парад? Нельзя было не играть на чувствах близких?

      Автора статьи на кол.
    2. oleg14
      oleg14 з Российская Федерация
Moscow
      8 вересня 2008 09:16 #1050
      0

       А есть у кого знакомые на Кременчугской АТС
      действительно нет технической возможности узнать откуда был звонок ?

    3. Iva
      Iva з Украина
      8 вересня 2008 09:58 #1051
      0
      Если станция, с которой был исходящий звонок, имеет оборудование АОН (Автоматическое Определение Номера, не путать  телефон  с определителем), то исходящий номер фиксируется полностью. Мобильные станции таким оборудованием обеспечиваются все. С мобильника  определить номер  можно.
    4. ras
      ras з Украина
Kremenchug
      8 вересня 2008 13:10 #1052
      0
      Если не включено "инкогнито".
    Происшествия / Фото 11:38 Середа 0 531 Поліцейські та рятувальники продовжують виявляти факти самовільного спалення рослинності На території Полтавщини поліцейські та рятувальники продовжують спільну роботу щодо попередження пожеж та інформування населення про посилену відповідальність за випалювання сухої рослинності. Такі заходи обґрунтовані кількістю виниклих останнім часом пожеж на відкритих територіях в Полтавській області.