Недавно Украина увидела новое творение самодельной автопромышленности — внедорожник «Вепрь». Автомобиль разработали в «АТП-15356» в Кременчуге.
Эксперты сравнивают его с американским «Хаммером» и утверждают, что для любителей экстремального отдыха лучшей машины не найдёшь. О «Вепре» и будущем самодельного автопрома в Украине мы говорили с инженером-конструктором Евгением Ходоковским, который является фактически отцом эксклюзивного автомобиля.- Почему Вы назвали свое создание “Вепрем”, сколько времени ушло на его создание и на что претендует этот автомобиль?
- Название автомобиля является аббревиатурой, которая передает его основное эксплуатационное свойство и расшифровывается как высокоэффективная проходимость. Кроме того, он отождествляется с известным животным.
За базу создания “Вепря” мы взяли “ГАЗ-66”. Официальным днем рождения автомобиля считаем 12 марта 2002 года, когда его презентовали на одной из выставок военной техники в Киеве. В целом в модельном ряде автомобилей, которые мы произвели с 2002 года, четыре модели: “Охотник 1”, “Охотник 2”, “Командир” и “Вепрь-специальный”. Все эти машины имеют аналогичное шасси, разница только в кузовах.
Для ходовой части мы используем элементы стандартных серийно изготовленных автомобилей, силовой агрегат, а другие - кронштейн, крепления и элементы кузова - делаем на базе нашего предприятия. Колеса также стандартные, аналогичные используют на специализированной военной технике. Кроме двигателя и некоторых приборов в салоне, все детали - отечественные, изготовленные как спецзаказ на специализированных предприятиях.
Максимальная скорость “Вепря” - около 130 км/час, это за кинематическими параметрами трансмиссии, вес его около 5 тонн, грузоподъемность - 2 тонны, расход топлива - 12 литров на 100 км. Относительно амбициозных планов, то после оборудования его комплексом радиоэлектронной защиты уже военные будут готовить его для экспорта за границу.
- Каким стандартам отвечает оборудование и агрегаты автомобиля?
- На все модели установлены двигатели, которые отвечают стандартам “Евро-2” и “Евро-3”. Кроме того, автомобиль прошел сертификацию европейского стандарта серии ISO на внутренние и внешние швы. “Вепрь” прошел лабораторные, сертификационные испытания для разрешения на использование на дорогах Украины и Европы.
- Производство “Вепрей” уже поставлено на конвеер?
- К сожалению, пока еще нет. Изготавливают автомобиль одиночной сборкой под заказ. Сейчас мы готовим документы на малосерийное производство.
- А сколько Вы произвели автомобилей, начиная с 2001 года, и сколько продали?
- Уже реализовано “Вепрь-Специальный”, бронированная версия - 3 единицы, “Вепрь-Охотник” и “Вепрь-Командир” - по 2 единицы. Всего же изготовлено каждой модели больше десятка.
- Говорят, автомобиль стоит около 100 тысяч долларов. За что такие деньги?
- Этому внедорожнику не страшны ни водоемы (“Вепрь” преодолевал 1,5 метра глубины), ни бездорожье. Также он не боится пуль - колеса имеют систему централизованного управления давлением воздуха в шинах, так же, как в БТРах.
Машину уже испытали на больших расстояниях. Автомобиль можно использовать не только как военный, но и в аварийно-спасательных службах нефтяников, геологам, в другой специализации. Понятно, что от этого зависит и цена. Она колеблется от 70 до 100 тысяч долларов. В базовой комплектации он будет стоить 80 тыс. долларов, но цена будет изменяться в зависимости от требований заказчика относительно “начинки”.
- Есть ли уже конкретные зарубежные заказчики на Вашу продукцию?
- Пока еще серьезных заказов нет, есть только намерения купить у нас автомобили, как у отечественных, так и у зарубежных покупателей, в частности в “Вепре” и “Командире” заинтересованы заказчики из Якутии, Казахстана и из аварийно-спасательных служб Украины.
- А относительно новых разработок, пополнится ли модельный ряд чем-то новеньким?
- Сейчас мы разрабатываем на базе того же шасси еще одну модель “Вепря” - “Командир-специальный”, которая будет иметь похожий кузов, усиленный комфорт и защиту, цельнометаллический, сварной, бронированный с защитой третьей степени - от пуль автомата АКМ “Калашникова”.
- Кроме Вас, еще кто-то занимается кустарным автопроизводством?
- Это уже не кустарное автопроизводство. К сожалению или к счастью для нас, в Украине такой сборкой не занимаются. Занимаются тюнингом импортных внедорожников или собиранием из нескольких машин одной, а вот именно производством и сборкой на заказ автомобилей такого класса со всеми сертификатами - нет. Эти автомобили отличаются конструкцией и эксплуатационными свойствами. Таких на всем пространстве СНГ просто нет.
- Есть ли поддержка со стороны государства?
- Лучшая поддержка - вообще не вмешиваться, я уже не говорю о материальной помощи. Со стороны государства мы чувствуем полное безразличие, хотя отечественные предприятия могли бы изготавливать такие автомобили на экспорт. Проект для этого уже готов. Это дало бы не только деньги в госбюджет, но и рабочие места. Нам предлагали украинские дилеры российской техники помощь в организации сборки “Вепря” в Белгороде, похожие предложения поступают и из других стран, но мы считаем, что эти машины должны собирать в Украине.
- Не было ли у Вас проблем с разрешениями ГАИ на выпуск автомобиля?
- Это формальный вопрос. Это не кустарное производство, агрегаты прошли экспертизу и проблем с регистрацией не было.
Интересно
Первый самодельный автомобиль “Амфибия”, который мог конкурировать с серийными автомобилями, собрали в 1923 году. в 1957 году Госавтоинспекция МВД СССР разработала технические требования для самодельных конструкций, а через семь лет появилось и положение, которое позволяло автору машины регистрировать свое творение в государственной организации, соблюдая соответствующие требования и стандарты. в 1973 году создали Украинское добровольное общество автолюбителей (ДОАМЛ), в функции которого, в частности, входит пропаганда, популяризация и помощь в изготовлении и регистрации самодельных транспортных средств. Под эгидой ДОАМЛ в советское время было изготовлено около 1000 самодельных автомобилей.