Спор о направлениях интеграции Украины – в Евросоюз или Таможенный союз перерос в горячую фазу. Кабинет министров Украины 21 ноября принял распоряжение о приостановке евроинтеграции, которое обрушило надежды миллионов украинцев. Пробежав длинную дистанцию, страна остановилась в полуметре от финиша и ей предлагают бежать обратно.
Те политики из провластного лагеря, которые за неделю до этого убеждали народ в пользе евроинтеграции, в один миг вдруг «прозрели» и теперь предлагают подождать. Чего именно ждать, никто внятно объяснить не может. Впервые после 2004 года люди в знак протеста стихийно вышли на площади многих городов, которые превратились в Евромайданы.28-29 ноября на саммите «Восточного партнёрства» в Вильнюсе Украина могла бы подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Ещё в начале ноября подготовка к этому судьбоносному для страны событию шла по плану, и оптимистические настроения в обществе по этому поводу преобладали. По результатам всех без исключения соцопросов число сторонников евроинтеграции значительно превышало число противников. Потом движение по этому пути стала тормозить в парламенте фракция Партии регионов. Блокируя принятие трёх необходимых для подписания Соглашения об ассоциации законов, несмотря на уступки оппозиции по их тексту, партия власти начала ставить палки в колёса евроинтеграции. Это стало происходить вскоре после двух встреч Президентов Украины и России. Первая состоялась в Сочи 27 октября, а вторая 9 ноября неизвестно где. Содержание этих переговоров и их результаты остались тайной, более того – никто до сих пор не знает места проведения вторых переговоров – то ли в Москве, то ли на российской военной базе.
А после того, как Верховная Рада из-за позиции фракции ПР не приняла необходимых для ассоциации с Евросоюзом законов, 21 ноября Кабмин принял распоряжение о приостановке процесса подготовки Соглашения об ассоциации с ЕС. Интересно, что при этом правительство не отменило собственное постановление от 18 сентября, которым одобрило проект Соглашения об ассоциации и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Европейским Союзом. У многих юристов, специализирующихся на Конституционном праве, сразу же возникли вопросы, как такое может быть, и сложилось мнение, что премьер-министр превысил свои полномочия, приостановив распоряжением правительства выполнение Закона Украины «Об основах внутренней и внешней политики».
Напомню, что статья 11 этого закона среди принципов внешней политики страны, прямо определяет «обеспечение интеграции Украины в европейское политическое, экономическое, правовое пространство с целью получения членства в Европейском союзе». Кстати, этот закон был принят 1 июля 2010 года при поддержке Партии регионов и подписан Президентом Украины Виктором Януковичем.
Накануне принятия решения Кабмином прошла встреча Президента Украины с промышленниками, на которой те попросили отложить евроинтеграцию Украины на год, чтобы «лучше подготовиться» к ней. Примечательно, что на этой встрече присутствовали: владелец донецкого «Норда» Валентин Ландик, президент ПАО «Новокраматорский машиностроительный завод» Георгий Скударь, председатель наблюдательного совета ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» Владимир Приходько и ещё ряд собственников, но не было ни одного олигарха, в руках которых находится большинство предприятий страны. Не было на ней ни Ахметова, ни Коломойского, ни Жеваго, ни Пинчука, ни Ярославского. Никто из них не просил об отсрочке евроинтеграции. О чём это говорит? Их предприятия готовы работать в зоне свободной торговли с ЕС? А может, они уверены в том, что в этой зоне смогут развивать свой бизнес более успешно, чем в зоне ТС?
Приостановив процесс евроинтеграции и выполнение закона (!!!) распоряжением Кабмина Николай Азаров дал много пояснений, почему это было сделано, большинство из которых являются скорее попыткой манипулировать общественным мнением, чем вескими политическими или юридическими аргументами. Рассмотрим некоторые из них.
Кому нужны 165 миллиардов?
Ещё до приостановки процесса евроинтеграции Николай Азаров называл огромные суммы денежных средств, необходимых на адаптацию украинских технических регламентов к требованиям ЕС в рамках реализации соглашения об ассоциации. По его словам, на это потребуется 165 миллиардов евро в течение ближайших десяти лет. А ЕС готово дать Украине только 1 миллиард евро в течении 7 лет, - сетовал премьер. Убийственный аргумент для тех, кто на слово верит нашим политикам. Но, если попытаться выяснить, откуда Николай Азаров взял эту цифру, то это окажется невозможным. Эксперты, в том числе из Национального института стратегических исследований при Президенте Украины, не знают о существовании соответствующих исследований или подсчётов, которые могли бы привести к такой цифре. Более того, эксперты не понимают методологии расчётов, которая могла бы привести к столь огромной сумме. Ведь она превышает годовой объём ВВП Украины (1,5 трлн грн.) и равняется примерно 5-ти годовым госбюджетам Украины!!!
Возможно, Николай Янович подсчитал стоимость замены всех заводов и фабрик Украины на новые? В таком случае этих денег как раз должно хватить. Но зачем государству менять оборудование на фабриках и заводах? Все они уже давно находятся в частной собственности. И их владельцы сами способны найти инвесторов, получить дешёвые кредиты и обновить устаревшие производственные мощности на своих предприятиях. Причём здесь Кабмин? Мы уже давно выросли из социализма. Возможно, в этот расчёт закладывались привычные для чиновников всех уровней нормы откатов? Или новые, повышенные нормы? Но в руководстве Евросоюза находятся не те люди, которые станут участвовать в подобных схемах.
Да и тезис про 1 млрд евро помощи со стороны ЕС не совсем точен. Сразу после подписания Соглашения Евросоюз обязался оказать макроэкономическую помощь Украине в размере 610 млн евро, а до конца года в рамках национальной программы помощи выделить ещё 186 млн евро. Но это в ближайшие месяцы, а не за 7 лет. Потом всё зависит от того, будет ли Украина проводить реальную модернизацию страны. На откаты и разворовывание ЕС денег конечно не даст. А на модернизацию и реальные преобразования готов выделить достаточно большие суммы. Но, разумеется, не фантастические 165 млрд евро, непонятно откуда взятые премьером.
Что больше – 2 или 17 триллионов долларов?
Приостановку процесса евроинтеграции Николай Азаров пояснил необходимостью подготовки предприятий к правилам зоны свободной торговли с ЕС, сохранением рабочих мест на украинских предприятиях, налаживанием экономических отношений с Россией. Причём премьер заявляет о приостановке евроинтеграции на несколько месяцев – до весны 2014 года. Дело в том, что весной в Евросоюзе состоятся выборы европарламента, после которых сменятся все органы ЕС. Будут ли новые руководители Евросоюза также заинтересованы в интеграции с Украиной, сейчас никто не может предсказать.
Кабмин предложил создать трёхстороннюю комиссию для налаживания торгово-экономических связей Украины с Россией в составе представителей Украины, ЕС и РФ. Европейский комиссар по вопросам расширения Штефан Фюле с удивлением ответил, что ЕС не собирается принимать участия в этой комиссии, поскольку торговля Украины с Россией осуществляется на двухсторонней основе, и подчеркнул, что ЕС готово заключить соглашение с Украиной также на двухсторонней основе. А действительно, разве Украина не суверенное государство, и чтобы создавать зону свободной торговли с Европой ей нужно позволение «старшего брата»?
Кроме того, возникает вопрос: «А что, за эти 3-4 месяца отсрочки собственники предприятий успеют подготовиться и сделают всё то, что не успели сделать за предыдущие два десятилетия?». Или Россия через 3 месяца перестанет ставить палки в колёса евроинтеграции Украины? Но для этого Николаю Азарову нужно изменить геополитические цели России.
Что же касается сокращения объёмов торговли с Российской Федерацией, то они во многом объективны и не зависят от подписания Соглашения об ассоциации. Так, потребность Российской железной дороги в грузовых вагонах в этом году резко сократилась, так как экономический рост в РФ замедлился, и выявился избыток вагонов. Большинство потребностей России в новых вагонах теперь удовлетворяют собственные производители, наладившие их производство. Напомним, что проблемы с сертификацией вагонов, тележек, литья со стороны России и остановками закупки продукции начались у Кременчугского сталелитейного и Крюковского вагоностроительного заводов достаточно давно. Даже если Украина вступит в Таможенный союз – прежние объёмы экспорта на российский рынок эти два завода уже никогда не смогут восстановить, прежде всего, по экономическим причинам.
Даже в рамках самого ТС Россия создаёт барьеры для движения товаров из Беларуси и Казахстана, если это соответствует её экономическим интересам.
Кроме того, спад промышленного производства в Украине идёт второй год подряд, и уж точно в прошлом году он начался не из-за подготовки к подписанию соглашения об евроинтеграции. Тогда об этом говорили, как о нереальной и далёкой перспективе.
Украинская промышленность имеет только один путь успешного развития – развивать собственный рынок, а также модернизироваться и выходить на мировые, в том числе европейский, рынки. Чтобы не зависеть от политических пристрастий северного соседа и капризов руководителей России. Кстати, размер рынка ЕС и Таможенного союза, куда нас настойчиво приглашают, соответственно $17 и $2 трлн. На большой рынок производителям товаров выходить всегда выгоднее, чем на маленький.
Евроинтеграция создаёт прозрачные правила работы экономики, конкурентную среду, будет способствовать инвестициям в экономику и росту производства, оживит бизнес в Украине. К тому же, по нормам Соглашения об ассоциации наши производители будут переходить на европейские стандарты постепенно, и украинский рынок будет открываться постепенно, что даст время на подготовку и модернизацию предприятий. При этом всем производителям станет выгодно как можно скорее адаптироваться к европейским стандартам, чтобы получить выход на огромный европейский рынок.
Дефолт от Глазьева
Если Украины подпишет соглашение, то наступит дефолт. Об этом постоянно говорит советник Президента России Сергей Глазьев. Здесь всё предельно просто – это его работа пугать украинцев дефолтом. Ведь в обязанности Глазьева, как советника Владимира Путина, входит обеспечение евразийской интеграции в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства. То есть, вовлечение Украины в Таможенный союз. Именно за это он и получает свою зарплату. Цифры, которые он называет, обычно говорят о падении экспорта украинской продукции в ТС и, соответственно, резком падении промышленного производства в стране, что сделает невозможным для Украины обслуживать внешние долги. Но, при этом он забывает, что сокращение экспорта в одном направлении будет компенсировано увеличением экспорта в другом. В ЕС уже сейчас серьёзно опасаются конкуренции со стороны украинской сельскохозяйственной продукции, кондитерской отрасли. После прихода инвесторов и модернизации производства Украина сможет с лихвой покрыть возможное снижение объёмов торговли с Россией. Говорить о полной блокаде этой торговли смешно, так как мир сейчас глобализован, в том числе и в сфере экономики. Россия точно также пыталась ставить экономические барьеры Польше, Чехии, Словакии, когда они вступали в ЕС. А сейчас торгует с ними в больших объёмах. А ведь Украина даже не вступает в ЕС, а всего лишь подписывает Соглашение об ассоциации.
Кроме того, после подписания Соглашения с ЕС для Украины откроются широкие возможности для дешёвого кредитования в международных финансовых учреждениях. Так что проблемы с обслуживанием внешнего долга наоборот уменьшатся.
И главное, возвращаясь к аргументам и подсчётам Сергея Глазьева о дефолте Украины в случае подписания соглашения с ЕС. Оказывается, все они основываются на исследовании, проведённом Сбербанком России. Как говорится, комментарии излишни.
Примут ли Украину в ЕС?
После массового протеста людей на Евромайдане Николай Азаров заговорил о том, что Соглашение об ассоциации Украины с ЕС не предусматривает перспективы членства, а это означает, что Украина не сможет присоединиться к Евросоюзу. Как он этого не заметил два месяца назад, когда утверждал проект договора на заседании Кабмина 18 сентября? Или это новая попытка манипулировать общественным сознанием?
Конечно, проект Соглашения об ассоциации не содержит подобного положения, но и не ограничивает Украину в дальнейшей интеграции, аж до вхождения в Евросоюз. Правда и не ставит перед Украиной такой задачи. Перспектива членства нашей страны в ЕС зависит только от самой Украины - от того, как быстро она сможет провести реформирование, измениться, чтобы соответствовать всем стандартам ЕС. Наши соседи шли этим путём 5-10 лет, Исландия сейчас идёт гораздо быстрее - её стандарты почти соответствуют нормам ЕС. А вот Турция уже 45 лет имеет статус кандидата на вступление в ЕС, и когда её туда примут – неизвестно. Так что перспективы членства у Украины есть и без констатации этого факта в тексте соглашения. Просто на сегодня ассоциация с ЕС - это максимум возможного для нашей страны.
Политикам в Украине трудно верить
Многое из того, что говорят политики, не является правдой. В лучшем случае это полуправда, которая иногда хуже лжи. Так что, выслушивая их аргументы, лучше перепроверять каждый факт, каждую цифру, и непременно послушать аргументы оппонентов и экспертов.
Понять людей, которые вышли на Евромайдан можно. Народ Украины устал от неопределённости и хочет жить в цивилизованном мире. Надоело быть самыми нищим в Европе, ведь Украина сейчас занимает предпоследнее место в рейтинге европейских стран по уровню зарплат - за ней только Молдова. Но у Молдовы хорошие перспективы. Эта страна не приостановит подписание соглашения об ассоциацию с ЕС в следующем году, а для её граждан снимаются визы при посещении стран ЕС. Не хочется украинцам перемещаться в этом рейтинге на последнюю строчку.
При этом протестующие против «притормаживания» понимают, что подписание Соглашения об ассоциации не означает того, что Украина сразу станет европейской страной по уровню жизни, размерам зарплат, социальным гарантиям, быстро преодолеет коррупцию и всё у нас будет хорошо. Соглашение даёт лишь шанс, хорошие возможности достичь всех этих целей, но отнюдь не обеспечивает результата. Если Украина будет проводить реформирование, то она воспользуется этим шансом, хотя путь преобразований будет очень непростым. Если нет - то почти ничего не изменится.
Евромайданы показали, что украинский народ готов пройти этот тяжёлый путь, и не верит политикам, тормозящим движение страны в Европу.
Виктор Крук
22 комментаря