С 4 апреля любой кременчужанин, имеющий домашний телефон, может стать жертвой «Какаду» - автоматической системы телефонного дозвона, которая заработала в Кременчуге. На прошедшей неделе об этом с гордостью сообщили городские власти на совещании по благоустройству. По словам мэра города Олега Бабаева, в исполком уже потянулись люди, которых беспокоит своими звонками «Какаду».
Работает система просто, но назойливо – в базу данных забиваются те телефоны, которые указаны в объявлениях, расклеенных на остановках, столбах, фасадах зданий, и других, не предусмотренных для этих целей местах. Подобные действия граждан портят вид Кременчуга и запрещаются правилами благоустройства города. Потом идёт периодический дозвон нарушителям, и голос робота-автомата предлагает убрать эти объявления. С каждым днём частота напоминаний будет увеличиваться.Замученные, а возможно и измождённые телефонными звонками нарушители, в срочном порядке снимают свои объявления, сообщают об этом в отдел благоустройства горисполкома, платят штраф, после чего их оставляют в покое, отключив от «Какаду». Город очищается, нарушители, осознавшие свою вину, спокойно спят, а власть купается в лучах славы от внедрённых новаций в деле благоустройства города.
Всё бы ничего, если бы не одно но. Не ставя под сомнение благие намерения мэрии улучшить внешний вид города, и навести порядок на его улицах, возникают сомнения в законности использования средств для достижения этой цели. Мы живём в правовом государстве – во всяком случае, так декларируется в Конституции Украины, и любые меры наказания или воздействия на гражданина могут применяться только в тех рамках, и тем способом, которые определены соответствующим законом. Какие основания для телефонного третирования горожан, кроме кажущейся эффективности данной системы, имеются у городской власти?
Сегодня кто-то решил, что можно доставать наших граждан таким способом, завтра придумают что-нибудь похлеще. Мотив, цель и обоснование придумать будет несложно. В нашей истории немало примеров, когда и на смерть людей обрекали под благозвучными предлогами. Всё начинается с малого.
Кодексом Украины об административных правонарушениях и Правилами благоустройства города Кременчуга за нарушение правил благоустройства предусмотрены штрафы – кстати, весьма значительные (до 340 грн.), но ничего не говориться о наказании в виде «мордования» телефонными звонками.
И потом, кто определяет, какой телефон ставить под удар «Какаду», а какой нет? Каковы критерии такого отбора? Одно, два, двадцать объявлений на столбах? И когда телефон можно выводить из базы данных системы автодозвона? После снятия всех объявлений, или подачи заявления о таком снятии? А как это заявление будет проверяться? Неужели место расклейки каждого объявления фиксируется, и впоследствии его снятие действительно проверяется? Но тогда нужно иметь штат контролёров в добрую сотню сотрудников. Дешевле, организовать пару бригад для ежедневной очистки подобных мест от незаконно расклеенных объявлений. К тому же во властных коридорах тогда не появится очередное коррупционное поле.
Ещё один момент - автоматическим дозвоном наказывается не тот гражданин, который развесил эти объявления, а тот, чей номер телефона в них указан. А если найдётся шутник, и укажет в объявлениях номер телефона мэра или других «сильных мира сего»? Разумеется, эти телефоны в базу данных «Какаду» не внесут. А где гарантия, что кто-то не «подшутит» таким же образом над своим соседом, или не отомстит своему недругу?
«Какаду» - это далеко не невинная игрушка. Эта система может представлять определённую угрозу жизни и здоровью граждан. Далеко не всякий человек сможет спокойно реагировать на повторяющиеся каждые 7-8 минут звонки с монотонными напоминаниями-требованиями. Кого-то это может просто разозлить, а у кого-то поднимется давление, или произойдёт нервный срыв. Кроме того, система блокирует другие звонки. А если это жизненно важные звонки? Отключить телефон? А вдруг человеку потребуется «Скорая помощь», или он ожидает звонка близкого человека? Да и вообще, граждане платят «Укртелекому» за пользование городским телефоном не для того, чтобы за эти деньги автоматическая система «задалбывала» их по никем не доказанному нарушению, и не предусмотренным законом способом.
Данный метод наведения порядка в городе возможно и эффективен, но уж слишком напоминает незаконные действия коллекторов по выбиванию просроченных кредитов. Однако там должники хотя бы знают, за что страдают, а в данном случае всё может быть не столь очевидно.
И последнее - озвучивая в начале года свою инициативу с применением «Какаду», представители мэрии обещали установить в городе полсотни специальных тумб для бесплатных объявлений, для чего в городской бюджет заложили 250 тысяч гривен. «Какаду» запустили, а где тумбы? Бесплатные рекламоносители конечно не узаконивали бы в правовом отношении использование системы автоматического дозвона гражданам, но хотя бы морально оправдывали действия городской власти.
Как не попасть под удар надоедливых звонков «Какаду»? Не расклеивать объявления самому, не иметь врагов и неадекватных знакомых-шутников, ну а если, несмотря на все эти меры предосторожности, ваше настроение и привычный ритм жизни оказались испорченными телефонным «ноу-хау» местных властей – либо бежать оправдываться перед чиновниками горисполкома, либо защищать свои права способом, предусмотренным законом. Кстати, защита прав граждан – главная обязанность органов прокуратуры. Данная статья – достаточное основание для прокурорской проверки законности применения системы автодозвона «Какаду» в Кременчуге и соответствующего реагирования на её использование.
Виктор Михайчук
5 комментарів