На пленарном заседании ХХХIII сессии Кременчугского горсовета VI созыва, в связи с тем, что Бюджетным кодексом Украины предусматривается постепенное уменьшение процента отчислений экологического налога в специальный фонд местных бюджетов, а также увеличение отчислений указанного налога в специальный фонд государственного бюджета, кременчугские депутаты приняли решение «Об обращении Кременчугского городского совета в Верховную Раду Украины по распределению средств экологического налога».
Обращение депутатов Кременчугского городского совета Полтавской области в Верховную Раду Украины по вопросам распределения средств экологического налогаМы, депутаты Кременчугского городского совета VI созыва, крайне обеспокоены ситуацией с распределением средств экологического налога.
Частями 1 и 3 статьи 142 Конституции Украины предусмотрено, что материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных общин городов.
Государство принимает участие в формировании доходов бюджетов местного самоуправления, финансово поддерживает местное самоуправление. Расходы органов местного самоуправления, возникшие вследствие решений органов государственной власти, компенсируются государством. Аналогичные нормы Конституции Украины содержатся и в части 1 статьи 62 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине».
Бюджетным кодексом Украины, который вступил в силу с 2011 года, предусматривается постепенное уменьшение процентов отчислений экологического налога в специальные фонды местных бюджетов. Так, в 2011-2012 годах доля природоохранных платежей в доходах бюджетов составляет: поступления в Государственный фонд охраны окружающей природной среды — 30%, в областной фонд — 20%, в городские, сельские, поселковые бюджеты — 50%. В 2013 году поступления платежей в экологические фонды распределяются следующим образом: в Государственный фонд охраны окружающей природной среды — 53%, в областной фонд — 13,5%, в городской бюджет — 33,5%.
Начиная с 2014 года, предполагается, что в Государственный фонд охраны окружающей природной среды будет зачисляться 65% платежей от экологического налога, в областные бюджеты — 10%, в городские — 25%. Этот механизм распределения не учитывает необходимости внедрения ряда природоохранных мероприятий на региональном и местном уровнях в соответствии с комплексными и целевыми экологическими, а также другими программами, содержащими экологическую составляющую.
Таким образом, централизация природоохранных платежей, уменьшение и непропорциональное поступления экологических платежей в областной, городской бюджеты, недостатки действующего механизма экономического природопользования, отсутствие должной государственной поддержки региональных проектов приводят к уменьшению доходной части областного и городского фондов.
Учитывая полномочия городских советов в области охраны окружающей природной среды, предусмотренные статьёй 15 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», считаем необходимым распределение экологического налога проводить по следующей пропорции: в бюджеты базового уровня (сёл, посёлков, городов) — 50% поступлений, в областные бюджеты — 20%, в Государственный бюджет — 30%.
Кременчугский городской совет просит учесть вышесказанное во время подготовки и принятия соответствующих законопроектов о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины в части распределения (зачисления) экологического налога.
1 комментар