6 сентября народные депутаты возвращаются из отпусков. Верховная рада начнёт работу. Политическая осень обещает быть жаркой. Впрочем, первый сентябрьский вторник будет отмечен ещё одним событием. Менее броским, чем открытие очередной сессии парламента, но, может так получиться, не менее значимым для определения осенней политической температуры.
«Подлить бензину» в костёр политических страстей могут слушания, которые 6 сентября проведёт Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ). Мероприятие состоится в рамках специального расследования по вопросу импорта нефтепродуктов в Украину, проводящегося Комиссией по инициативе отечественных нефтеперерабатывающих предприятий. В рамках слушаний МКМТ планирует ознакомиться с позициями и украинских производителей топлива, и импортёров. Результатом слушаний станут рекомендации правительству по вопросу введения пошлин на импорт готовых нефтепродуктов.Поводом к расследованию стало положение дел на украинском рынке нефтепродуктов. На конец лета более 2/3 рынка оказалось в руках импортёров. Неестественность такого долевого распределения между отечественной и ввозной продукцией очевидна. Ведь ещё в начале 2005 года импорт покрывал только 7% рынка. Но тогда правительство Тимошенко, столкнувшись с дефицитом нефтепродуктов, поспешно, без предварительных расчётов и анализа на перспективу, отменило ввозные пошлины на импортное топливо.
Как следствие, нефтетрейдеры, работающие с российскими и белорусскими производителями бензина и дизтоплива, постепенно вытеснили украинского производителя. Что и неудивительно: и россияне, и белорусы получают сырьё (нефть) от добывающих компаний по льготным ценам. При этом сами россияне активно защищают свои интересы, пользуясь таким инструментом как экспортные пошлины, А о том, как взаимосвязаны размеры пошлины и объёмы переработки нефти в Украине, можно увидеть на примере августа. Очередное повышение экспортных пошлин в РФ привело к рекордному падению объёмов нефтепереработки у нас в стране (на 44% меньше, чем год назад).
Примечательно, что относительная дешевизна сырья, из которого делали импортный бензин, ничего не дала украинскому потребителю. По логике, он должен был получить более дешёвый продукт. Его не должно было бы беспокоить то, что объёмы переработки нефти в Украине сократились только за этот год до 6 миллионов тонн, при потенциале – 30 миллионов тонн. Вот только на практике получилось, что, отвоевав рынок, импортёры демпинговать не собираются. Наоборот, они жёстко и планомерно проводят политику вывода цен украинского рынка на среднеевропейских уровень.
Вот и накануне, в преддверии повышения акцизов на бензин и ДТ, в СМИ прошла новая волна сообщений о грядущем повышении цен. Прогнозировалось, что бензин подорожает на 50 копеек, на гривну, и даже — до 30 грн. за литр. Однако в Минэнерго утверждают, что оснований для паники нет, и, что правительство не ожидает повышения цен. Просто маржа трейдеров, которая сейчас составляет 220-240 долларов за тонну, будет чуть меньше, и владельцы АЗС могут не поднимать цены, утверждает топливный министр Юрий Бойко. Свою позицию высказали и нефтепереработчики. В частности, пресс-служба ТНК-ВР, сообщила, что с 1 сентября цены на нефтепродукты в розничной сети компании не поднимутся, оставшись на уровне цен августа.
Важно также понимать, что нефтеперерабатывающая отрасль Украины – один из системообразующих элементов промышленного потенциала страны. И её развал чреват серьёзными социальными проблемами. Ведь на предприятиях отрасли, а также в смежных секторах, работают десятки тысяч людей. Поэтому потеря такого количества рабочих мест бесследно не пройдёт. А для Кременчуга и Лисичанска закрытие бюджетообразующих предприятий и вовсе может обернуться социальной катастрофой. Кроме того, неработающие предприятия – это ещё и недополученные деньги в бюджет. А значит – невыплаченные пенсии и зарплаты, работающий сверхурочно станок в Нацбанке. Всё это тоже отнюдь не улучшит социальную ситуацию в стране. Игнорировать подобные тенденции, особенно в предвыборный год, власть не должна по определению. Амортизировать эти проблемы за счёт МВФ тоже вряд ли удастся – Фонд, переживающий не лучшие времена, «зажимает» даже обещанные транши…
Кроме упомянутых, существуют ещё и риски геополитического характера. Украина сегодня на 2/3 зависима от поставок энергоносителей из Российской Федерации. Отношения с нашими ближайшими соседями никогда не были безоблачными. Две «газовые войны» — яркое тому подтверждение. А в случае развала украинской нефтепереработки, к ним могут добавиться ещё и бензиновые кризисы.
Если же переходить со стратегического уровня на конкретно-прикладной, то восстановление конкурентной среды на рынке нефтепродуктов – это шаг к реальной независимости. Не случайно ведь в обращении к соотечественникам по случаю 20-й годовщины независимости Украины президент Виктор Янукович заявил: «Украина станет действительно независимой, лишь имея сильную экономическую основу. Украинцы будут чувствовать себя уверенно в мире, только если их права будут действительно защищены».
В то же время, внутри страны есть и противники введения пошлин. Так, активно пытается препятствовать возможным изменениям на рынке Ассоциация «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», представляющая интересы импортёров топлива. Трейдеры подали иск в Окружной административный суд Киева, требуя признать расследование МКТМ незаконным. Впрочем, как заметил юрист адвокатского объединения Arzinger Александр Дякулич, попытка через суд запретить расследование, которое проводиться на основании и в соответствии с законом, тождественна запрету органам, которые проводят такое расследование, исполнять свои полномочия.
С другой стороны, эксперты International Energy Agency полагают, что в сегодняшних условиях многие государства перейдут к практике защиты своих нефтеперерабатывающих заводов. Вот и премьер Николай Азаров подчёркивал, что Кабмин будет проводить последовательную политику возрождения отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. Правда, при этом добавил, что «не будет горячиться». Понять господина Азарова можно: куда уж тут горячиться, если и без того жарко?..
Александр Слепцов
1 комментар