Уже двум участникам рынка — «Porsche-Украина» и Кременчугскому автосборочному заводу — в результате постаудита было доначислено более 50 млн. грн. налоговых обязательств и штрафов. Ещё у десяти импортёров планируются проверки, сообщает «Коммерсант Украина».
В течение 5-ти месяцев с момента вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса Гостаможня начала активно применять право постаудитконтроля, которое позволяет проводить проверки таможенной документации за последние три года. По словам первого заместителя главы Гостаможни Александра Дороховского, с июня ведомство провело около 1 тыс. таких проверок, что на 10% больше, чем в 2011 году. По их результатам объёмы доначислений и их уплаты выросли вдвое — до 500 млн. грн.«Для честного бизнеса это идеальный и оптимальный вариант, и у добропорядочного импортёра эта процедура не вызывает дискомфорта и неудобств. Мы проверяем в случае обоснованных сомнений в законности таможенного оформления и полноты уплаты налогов», — добавляет Дороховский.
В рамках постаудита Гостаможня начала масштабную проверку автоимпортёров и производителей. Так, согласно заявлению ведомства, крупный импортёр «Porsche-Украина» в течение 2011-2012 годов не в полном объёме учитывал в таможенной стоимости автомобиля составляющие, которые должны быть частью базы налогообложения, в частности транспортные расходы на доставку в Украину. В результате компании доначислили 13 млн. грн. Вчера в пресс-службе «Porsche-Украина» не смогли прокомментировать обвинения таможенников, пообещав подготовить ответ в течение 24-х часов.
Второй нарушитель, по версии таможенников, Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ; входит в группу компаний АИС), в 2010-2011 годах ввёз в Украину 2 тыс. автомобилей Geely, закупив их по $7 тыс. за единицу. Но при ввозе они были оформлены как запчасти, что снизило таможенную стоимость вдвое. Таможенники отправили запрос своим китайским коллегам, которые подтвердили наличие документации на поставку автомобилей.
«Компания минимизировала налоги и тем не менее не уменьшала стоимость автомобилей на внутреннем рынке. Мы проверили, что их цена оставалась такой же как в России, Белоруссии и Болгарии, где реализация автомобилей осуществлялась после уплаты всех платежей», — говорит Дороховский.
В результате проверки компании было доначислено к уплате 34 млн. грн.
В пресс-службе АИС заявили, что ещё не получили официальные документы от Гостаможни, поэтому прокомментировать их содержание не могут. Но в период, когда КрАСЗ осуществлял сборку автомобилей Geely (с середины 2012 года сборка остановлена), поставки автомобилей в Украину осуществлялись в виде машинокомплектов, которые оформлялись соответствующим образом.
«Предприятие осуществляло все положенные платежи в госбюджет Украины при таможенной очистке машинокомплектов и при дальнейшей реализации автомобилей», — добавили в пресс-службе.
Генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортёров и дилеров Олег Назаренко сомневается в объективности обвинений Гостаможни, так как в правила ведения бизнеса крупных импортёров с мировым именем, таких как Porsche, не входит минимизация налогов.
«Они и предположить не могут, что отдельно должны прописывать стоимость транспортных услуг при перевозке автомобиля, например из США до порта Германии и потом уже в Украину. Предполагается, что это уже включается в стоимость транспортного средства. Так же обстоит дело и со страховкой», — говорит эксперт.
«Это и должно включаться, но вопрос в сумме», — уточняет собеседник в Гостаможне.
В Гостаможне намерены проверить ещё около 10 импортёров автомобилей, относительно которых уже направлены запросы в таможни других стран для подтверждения сомнений украинских инспекторов. По словам Дороховского, предположительно сумма нарушений составляет около 100 млн. грн., но пока не все иностранные таможенники дали ответ. По словам источника в таможне, проверки других импортёров физически ещё не начаты, но идёт сбор информации. Гендиректор AUTO-Consulting Олег Омельницкий предполагает, что проверки будут проходить похожим образом, как в случае с АИС и Porsche.