Вчера, 17 апреля, на заседании Комитета Верховной рады по вопросам налоговой политики был одобрен законопроект об утилизационном сборе. Если законопроект будет принят во втором чтении, а это может произойти уже сегодня, то утилизационный сбор будем платить уже с 1 января 2014 года.
Согласно законопроекту все автоимпортёры, а также местные производители, работающие по циклу SKD-сборки («Еврокар» и «КрАСЗ»), обязаны платить утилизационный сбор. Льготы получат те предприятия, которые осуществляют покраску и сварку («ЗАЗ» и «Богдан»). Для новых автомобилей налог вычисляется по формуле: базовая ставка (5500 гривен) плюс коэффициент от 1,34 до 5,5 в зависимости от объёма двигателя (от 7370 до 30250 гривен). Для подержанных машин ставки нового налога будут больше в два раза.Как прогнозируют эксперты, соответствующие суммы будут заложены в стоимость автомобилей, что приведёт к очередному после повышения пошлины на импортные автомобили, подорожанию для украинцев.
Во Всеукраинской Ассоциации автоимпортёров и дилеров (ВААИД) утверждают, что экологический налог и его коэффициенты в существующем виде не соответствуют своей сути и названию, поскольку его размер должен быть привязан к фактическим размерам затрат, которые необходимы непосредственно для утилизации ТС.
Как сообщает ВААИД, во многих странах ЕС утилизационный сбор не взимается с транспортных средств, а там, где он есть, его ставки не превышают 100 евро. Это объясняется тем, что в процессе переработки автомобиля, появляются запасные части и детали (которые в последствии реализуются предприятиям сервиса), а также вторичное сырьё: чёрные, цветные и драгоценные металлы, пластмассы, стекло, текстиль (реализуется предприятиям металлургической и химической промышленности). Таким образом, утилизационные предприятия получают достаточный доход от продажи деталей и вторичного сырья, а потому сами выплачивают определённые суммы последнему владельцу автомобиля, когда тот сдаёт его в пункт утилизации.
Введение экологического налога за утилизацию легковых, грузовых автомобилей и автобусов будет неподъёмным для украинских потребителей, и сделает невозможным для них покупку транспортных средств. Кроме того, это, безусловно, скажется на потребителях транспортных услуг, ведь повышение стоимости перевозок всегда сказывается на цене товара.
Эксперты утверждают, что принятый законопроект приведёт лишь к сокращению базы налогообложения и снижению бюджетных поступлений на несколько десятков млрд. грн., закрытию производственных предприятий и созданию монопольного положения заводов, которые ввиду полного цикла производства будут от уплаты налога освобождены.