Высший специализированный суд Украины узаконил схему обмена кредитов на депозиты в проблемных банках. Рассматривая дело №6-17645св14 Киевская коллегия судебной палаты по гражданским делам ВССУ постановила, что вкладчик имеет полное право поменяться с заёмщиком, и договор переуступки прав требований по депозиту и кредиту, который подпишут стороны должен признаваться официальными органами. В том числе и Фондом гарантирования вкладов физлиц, который сейчас активно опротестовывает по судам такие сделки.
От такого подхода Фонда страдают очень многие, поскольку схема была очень популярна в прошлом году. Главным образом, из-за того, что банкиры отказывались рассчитываться со своими вкладчиками. Как только люди понимали, что никак не смогут получить в банке свой депозит, а его размер заметно превышает гарантированные государством 200 тыс. грн., они пускались на поиски крупных заёмщиков проблемного финучреждения. Находили человека, который должен их банку по ипотеке, скажем, 800 тыс. грн. и подписывали с ним сделку (обычно её оформляли профессиональные юристы): заёмщик соглашался вернуть наличными вкладчику, допустим, 500 тыс. грн. (именно ему — не банку), а вкладчик в свою очередь переписывал на заёмщика (переуступал ему) свой депозит на 1 млн грн.В итоге вкладчик получал свои деньги, а все документы концентрировались в одних руках — заёмщика: и на кредит, и на депозит. Последний приходил в банк с доверенностью на вклад, и писал там заявление о том, чтобы переуступленный ему миллионный депозит засчитали в счёт погашения ипотеки в 800 тыс. грн.
«Такие сделки обычно проводились с дисконтами — чаще всего в 50%. Причём, не всегда от заёмщиков требовалось сразу всё выплатить заёмщику. Нередко выплата растягивалась и осуществлялась частями, например, на протяжении 12-ти месяцев — всё это детально выписывалось в договоре между сторонами», — уточнил «Вестям» управляющий партнёр юрфирмы «Можаев и Партнёры» Михаил Можаев. И подчеркнул, что такие сделки полностью укладываются в действующее законодательство и соответствуют ст. 66 Гражданского кодекса Украины.
Тем не менее, как сообщили юристы, в Фонде гарантирования вкладов в последнее время стали всё чаще оспаривать такие соглашения — признавать их ничтожными через суд. Цель: заставить заёмщиков с кредитами, вроде упомянутой выше 800-тысячной ипотеки, полностью выплатить банку всю сумму до копейки, а вкладчику с миллионным депозитом выдать лишь 200 тыс. грн.
«Полагаю, решение Высшего специализированного суда расставит все точки над „і“, и позволит вкладчикам вернуть свои средства. Я имею в виду случаи, когда представители Фонда незаконно отказывают в возврате даже гарантированной суммы. Не думаю, что это приведёт к каким-либо тяжёлым последствиям для государства, ведь проведение подобных операций довольно незначительно: в НБУ и самом Фонде уверяют, что покрывают 98% обязательств перед вкладчиками. Основные же убытки, как показывает практика, наносятся банкам их акционерами, которые выводят активы из своих структур и переоформляют на свои компании ликвидные залоги», — заверил «Вести» старший партнёр адвокатской компании «Кравец и Партнёры» Ростислав Кравец.
Юристы советуют заёмщикам, подписавшим договор переуступки депозита (по сути рассчитавшимся за банк с вкладчиком), которым Фонд сейчас отказывает в выплате компенсаций, приобщать к своим искам решение ВССУ №6-17645св14. Это должно помочь в получении положительного вердикта.
Тем же людям, которые сегодня собираются в группы для обменов депозитов на кредиты и подписывают договоры по переуступке, настоятельно рекомендуют подписывать ещё и допсоглашения.
«В нём оговаривают, что в случае оспаривания соглашения переуступки кем-либо (например, Фондом гарантирования) стороны должны вернуться к исходным вводным. То есть, вкладчик должен вернуть заёмщику его деньги, а заёмщик вкладчику — право требования по депозиту. В этом случае не происходит ущемления прав сторон», — подытожил Михаил Можаев.
Елена Лысенко