19:19 П’ятниця 7 3 774
19:19, П’ятниця, 29 січня 2016

Под откос. Как Украина потеряла вагоностроение

Фото: 2000.uaФото: 2000.uaЗа четыре года украинские вагоностроительные заводы сократили выпуск грузовых вагонов в 50 раз. Отрасль, которая в 2000-е ежегодно генерировала многомиллиардные поступления валюты в страну, в 2015 году практически полностью остановилась. Основная причина — потеря российского рынка и отсутствие заказов от «Укрзализныци» (УЗ).
ЛІГА.net разбиралась, почему украинские вагоностроители не смогли адаптироваться к новым политико-экономическим реалиям, что помешало найти альтернативу российскому рынку и за счёт чего предприятия выживают сегодня.

Из князей в грязи

В 2015 году украинские вагоностроительные заводы произвели 1 054 вагона — это в 6 раз меньше, чем в 2014-м, и в 50 раз меньше, чем в пиковый 2011 год, когда суммарный объём выпуска украинских предприятий составил 52 700 новых вагонов.

По данным Concorde Capital, в 2000-х Украина была мировым лидером по экспорту железнодорожных вагонов, получая в 2010-2011 годах около $3 млрд экспортной выручки ежегодно. Сейчас эта сумма не превышает $50 млн.

Сегодня грузовые вагоны выпускает три предприятия: Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), Азовмаш и Днепровагонмаш. Стахановский вагоностроительный завод находится на неподконтрольной Украине территории.

«Из некогда четырёх крупнейших вагоностроительных предприятий, по сути, сегодня работает только одно — КВСЗ, да и тот в 2015 году работал с загрузкой всего 3% в грузовом направлении, — рассказывает старший аналитик ИК Арт Капитал Алексей Андрейченко. — Его доля среди украинских производителей грузовых вагонов в 2015-м составила 39%. В то же время Днепровагонмаш за 9 месяцев 2015 года сократил выручку в 7 раз, до 52 млн грн., получив при этом чистый убыток 76 млн грн. Об объёме выпуска вагонов предприятие в 2015-м не рапортует. Азовмаш занимался в основном производством оборудования для металлургии и параллельно пытался договориться об участии в оборонных заказах».

Экспортная игла

Экспортные поставки — основной источник дохода для украинских вагоностроителей. Основной рынок сбыта — Россия. Так, в 2011 году из 53 000 произведённых вагонов на экспорт ушло 44 000, из которых 39 000 купила РФ.

«Тогда спрос на грузовые вагоны стимулировался Россией, где реформа РЖД и финансовый/лизинговый бум позволили частным операторам реализовать огромный отложенный спрос, — вспоминает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. — Начиная с середины 2012 года Россия стала перекрывать доступ украинским вагонам на свой рынок, где к тому времени появились два новых крупных производителя».

В результате в 2013 году производство украинских вагонов сократилось почти вдвое, а российский рынок стал практически недоступен уже в 2014-м, когда Украина произвела около 5 000 грузовых вагонов (т.е. в 10 раз меньше, чем в пиковый год).

И хотя российский рынок стал закрываться ещё в 2012-м, за три года украинские заводы так и не смогли найти полноценную альтернативу.

«Несмотря на значительный спад в производстве, доля экспорта остаётся на уровне 90%, причём доля России в экспорте по итогам 11 месяцев даже выросла до 78% по сравнению с 67% в 2014-м. Тем не менее в абсолютных величинах поставки в Россию упали в 5 раз, — объясняет Андрейченко. — Минимальный спрос сохраняется в основном на специализированные вагоны, такие как хопперы, производимые КВСЗ. Данные об экспорте говорят о том, что украинским вагоностроителям не удалось найти замену российскому рынку, как и ожидалось».

По словам аналитика, спрос, который в своё время обеспечивала Россия, невозможно заместить на европейском рынке, где требования к вагонам отличаются, а сам объём заказов в 10 раз ниже. Выход на другой крупный рынок — китайский — осложняется низкими внутренними ценами на китайские вагоны, помимо возможных торговых барьеров.

«Новых рынков особо-то и нет, — соглашается Паращий. — Рынок ЕС не сможет столько вагонов принять — там спрос намного меньше, чем в СНГ, а конкуренция огромная. Ну, в страны Балтии немного продают — это тоже ЕС».

«Укрзализныця» — наше всё

Из-за постоянной нехватки средств на обновление подвижного состава «Укрзализныця» никогда не рассматривалась вагоностроительными предприятиями в качестве основного покупателя. Сейчас ситуация меняется. Заводам нужно выживать, а УЗ декларирует масштабные планы по обновлению своего подвижного состава.

Вопрос в том, сколько вагонов «Укрзализныця» реально закупит. В 2015 году предприятие в основном занималось ремонтом.

«Внутренний спрос на новые грузовые вагоны в 2015 году практически отсутствовал. Крупнейший частный оператор Лемтранс купил только 350 новых полувагонов и ещё свыше 1 600 дополнил вагонами возрастом от 4-х до 11 лет. Основной акцент у Лемтранса, как и у Укрзализныци, был поставлен на ремонте уже существующего парка», — говорит Андрейченко.

В 2016 году, согласно проекту финансового плана УЗ, привлечение внешних заимствований для закупки вагонов не предусматривается. Планируемый основной источник финансирования — собственные средства, полученные за счёт анонсированного повышения грузовых тарифов на 30%.

В конце октября глава УЗ Александр Завгородний заявлял, что в 2016 году УЗ хочет закупить 3 300 грузовых полувагонов и 1 500 зерновозов. Ещё 3 500 вагонов готовы закупить частные инвесторы. Также в планах УЗ закупка дизель-поезда и четырёх новых скоростных пассажирских поездов.

Однако все эти планы закупок могут провалиться, так как из двух запланированных на 2016 год этапов повышения грузовых тарифов (по 15% каждый) пока не согласован ни один. Против повышения тарифов выступают предприятия металлургической и химической промышленности.

«Учитывая заложенный в бюджет уровень инфляции, УЗ может быть трудно обосновать необходимость роста тарифов на 30%, несмотря на то что её тарифы по-прежнему являются самыми низкими в регионе, а сама госкомпания страдает от нехватки финансирования в связи с невыполнением местными бюджетами обязательств по покрытию льготных пассажирских перевозок», — отмечает Андрейченко.

По словам Завгороднего, если Кабмин не согласует повышение тарифа, УЗ потратит на капитальные инвестиции 3 млрд грн. — как и в 2015 году. Это значит, украинские заводы снова не получат масштабные заказы от госмонополии.

Одним из вариантов загрузки вагоностроительных компаний мог бы стать госзаказ за счёт эмиссии, считает экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

«В своё время мы предлагали сделать целевую инъекцию в экономику — разместить госзаказ на производство 20 000 новых грузовых вагонов для УЗ за счёт бюджета или за счёт эмиссии. Речь идёт о сумме около $1 млрд. Механизм прост: Нацбанк делает эмиссию, которую КМУ направляет на целевую программу приобретения 20 000 грузовых вагонов. Грузовые вагоны 100% местного производства, начиная от железной руды и угля и заканчивая колёсами и автосцепками. Эта эмиссия заставила бы колесо экономики крутиться», — говорит Кава.

Подобные идеи идут вразрез с программой МВФ, в которой сейчас находится Украина, и угрожают и без того шаткой курсовой стабильности.

Туманные перспективы

По словам главы КВСЗ Владимира Приходько, в 2015 году, после резкого падения рынка вагоностроения, компания боролась за сохранение завода.

«В 2015-м вагонов изготовлено мало, но работы по поиску путей выхода из непростой ситуации проделано много. Изготавливаем контейнеры по новой номенклатуре для европейских заказчиков, другие виды продукции, включая подъёмно-транспортное оборудование», — рассказывает Приходько.

Не называя конкретные цифры, в КВСЗ говорят, что портфель заказов на 2016-й уже сейчас выглядит солиднее, чем в 2015 году.

«Число тендеров и их наполнение — количество грузовых, пассажирских вагонов, электропоездов, дизель-поездов, которые планируется закупить, обещает быть более значительным. Но это ещё не портфель заказов. А только большее количество тендеров и ожидание активизации закупок», — отметил Приходько.

Также КВСЗ рассчитывает почти втрое нарастить выпуск грузовых вагонов по сравнению с 2015 годом — до 1 174 единиц.

«Вероятнее всего, в Кременчуге рассчитывают выиграть тендер в Туркменистане на поставку специализированных вагонов для железной дороги вдоль газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ), — полагает Алексей Андрейченко. — Также возможен повторный контракт на модернизацию вагонов метро для метрополитена Киева, так как в 2015 году было модернизировано всего 25 вагонов из 50, предполагавшихся в начале года. При этом деньги на модернизацию выделяются за счёт средств Киотского протокола».

Денис Кацило
 

Додати коментар

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent
    PIN: ----
    7 комментарів
    1. stels
      stels з Украина
      30 січня 2016 01:02 #550340
      +3
      Желательно выиграть тендер в Монголии, и Порш пана мэра.
    2. Iva
      Iva з Украина
Kremenchuk
      30 січня 2016 09:21 #550352
      +3
      Туркменам надо 750 вагонов. Может повезёт, и заказ достанется нашим. Это вдвое больше, чем выпустили в 15-м.
    3. вагоноважатый
      вагоноважатый з Украина
Poltava
      31 січня 2016 11:53 #550356
      0
      Начиная с середины 2012 года Россия стала перекрывать доступ украинским вагонам на свой рынок, где к тому времени появились два новых крупных производителя».

      от майдауны доскакались, да, дядька в пелотке?
    4. Сердж
      Сердж з Российская Федерация
Saint Petersburg
      31 січня 2016 15:59 #550359
      +2
      Цитата: вагоноважатый
      от майдауны доскакались, да, дядька в пелотке?

      О колодце и не надо плевать слышали...? winked
    5. Юрьич
      Юрьич з Российская Федерация
Moscow
      1 лютого 2016 01:42 #550362
      +3
      За два года Украина утратила все признаки независимости, уничтожила экономику, народ на грани выживания! Где майданы, майдауны?
    6. gudvin
      gudvin з Украина
Kiev
      1 лютого 2016 09:12 #550365
      +1
      Ого, да тут с рассеюшки пишут, с москвы самой. Следите за новостями ??? wink
    7. Юрьич
      Юрьич з Российская Федерация
Moscow
      1 лютого 2016 19:17 #550371
      +2
      Учите историю, майдауны! Кто и как из русских делали “украинцев” https://youtu.be/kQOjD21xf3c Олесь Бузина. Краткая история Украины. https://youtu.be/Ccb0pufJcnw Народ, предавший свою великую историю, не имеет будущего!
    В Украине 10:15 П’ятниця 0 2 201 Як рідним зниклих безвісти отримати відстрочку від мобілізації без судового рішення? Рідні громадян, які зникли безвісти за особливих обставин, тепер можуть легше оформити відстрочку від мобілізації. Якщо раніше для цього було потрібно звертатися до суду й чекати на офіційне визнання особи зниклою безвісти, то зараз ця процедура значно спрощена. Про нові правила розповіли фахівці системи безоплатної правової допомоги.