Кременчуг Онлайн » Новости Кременчуга » В Украине » Под откос. Как Украина потеряла вагоностроение

Под откос. Как Украина потеряла вагоностроение

За четыре года украинские вагоностроительные заводы сократили выпуск грузовых вагонов в 50 раз. Отрасль, которая в 2000-е ежегодно генерировала многомиллиардные поступления валюты в страну, в 2015 году практически полностью остановилась. Основная причина — потеря российского рынка и отсутствие заказов от «Укрзализныци» (УЗ). ЛІГА.net разбиралась, почему украинские вагоностроители не смогли адаптироваться к новым политико-экономическим реалиям, что помешало найти альтернативу российскому рынку и за счёт чего предприятия выживают сегодня.

Из князей в грязи


В 2015 году украинские вагоностроительные заводы произвели 1 054 вагона — это в 6 раз меньше, чем в 2014-м, и в 50 раз меньше, чем в пиковый 2011 год, когда суммарный объём выпуска украинских предприятий составил 52 700 новых вагонов.

По данным Concorde Capital, в 2000-х Украина была мировым лидером по экспорту железнодорожных вагонов, получая в 2010–2011 годах около 3 млрд $ экспортной выручки ежегодно. Сейчас эта сумма не превышает 50 млн . $

Сегодня грузовые вагоны выпускает три предприятия: Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ), Азовмаш и Днепровагонмаш. Стахановский вагоностроительный завод находится на неподконтрольной Украине территории.

«Из некогда четырёх крупнейших вагоностроительных предприятий, по сути, сегодня работает только одно — КВСЗ, да и тот в 2015 году работал с загрузкой всего 3% в грузовом направлении, — рассказывает старший аналитик ИК Арт Капитал Алексей Андрейченко. — Его доля среди украинских производителей грузовых вагонов в 2015-м составила 39%. В то же время Днепровагонмаш за 9 месяцев 2015 года сократил выручку в 7 раз, до 52 млн грн., получив при этом чистый убыток 76 млн грн. Об объёме выпуска вагонов предприятие в 2015-м не рапортует. Азовмаш занимался в основном производством оборудования для металлургии и параллельно пытался договориться об участии в оборонных заказах».

Экспортная игла


Экспортные поставки — основной источник дохода для украинских вагоностроителей. Основной рынок сбыта — Россия. Так, в 2011 году из 53 000 произведённых вагонов на экспорт ушло 44 000, из которых 39 000 купила РФ.

«Тогда спрос на грузовые вагоны стимулировался Россией, где реформа РЖД и финансовый/лизинговый бум позволили частным операторам реализовать огромный отложенный спрос, — вспоминает руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий. — Начиная с середины 2012 года Россия стала перекрывать доступ украинским вагонам на свой рынок, где к тому времени появились два новых крупных производителя».

В результате в 2013 году производство украинских вагонов сократилось почти вдвое, а российский рынок стал практически недоступен уже в 2014-м, когда Украина произвела около 5 000 грузовых вагонов (т.е. в 10 раз меньше, чем в пиковый год).

И хотя российский рынок стал закрываться ещё в 2012-м, за три года украинские заводы так и не смогли найти полноценную альтернативу.

«Несмотря на значительный спад в производстве, доля экспорта остаётся на уровне 90%, причём доля России в экспорте по итогам 11 месяцев даже выросла до 78% по сравнению с 67% в 2014-м. Тем не менее в абсолютных величинах поставки в Россию упали в 5 раз, — объясняет Андрейченко. — Минимальный спрос сохраняется в основном на специализированные вагоны, такие как хопперы, производимые КВСЗ. Данные об экспорте говорят о том, что украинским вагоностроителям не удалось найти замену российскому рынку, как и ожидалось».

По словам аналитика, спрос, который в своё время обеспечивала Россия, невозможно заместить на европейском рынке, где требования к вагонам отличаются, а сам объём заказов в 10 раз ниже. Выход на другой крупный рынок — китайский — осложняется низкими внутренними ценами на китайские вагоны, помимо возможных торговых барьеров.

«Новых рынков особо-то и нет, — соглашается Паращий. — Рынок ЕС не сможет столько вагонов принять — там спрос намного меньше, чем в СНГ, а конкуренция огромная. Ну, в страны Балтии немного продают — это тоже ЕС».

«Укрзализныця» — наше всё


Из-за постоянной нехватки средств на обновление подвижного состава «Укрзализныця» никогда не рассматривалась вагоностроительными предприятиями в качестве основного покупателя. Сейчас ситуация меняется. Заводам нужно выживать, а УЗ декларирует масштабные планы по обновлению своего подвижного состава.

Вопрос в том, сколько вагонов «Укрзализныця» реально закупит. В 2015 году предприятие в основном занималось ремонтом.

«Внутренний спрос на новые грузовые вагоны в 2015 году практически отсутствовал. Крупнейший частный оператор Лемтранс купил только 350 новых полувагонов и ещё свыше 1 600 дополнил вагонами возрастом от 4-х до 11 лет. Основной акцент у Лемтранса, как и у Укрзализныци, был поставлен на ремонте уже существующего парка», — говорит Андрейченко.

В 2016 году, согласно проекту финансового плана УЗ, привлечение внешних заимствований для закупки вагонов не предусматривается. Планируемый основной источник финансирования — собственные средства, полученные за счёт анонсированного повышения грузовых тарифов на 30%.

В конце октября глава УЗ Александр Завгородний заявлял, что в 2016 году УЗ хочет закупить 3 300 грузовых полувагонов и 1 500 зерновозов. Ещё 3 500 вагонов готовы закупить частные инвесторы. Также в планах УЗ закупка дизель-поезда и четырёх новых скоростных пассажирских поездов.

Однако все эти планы закупок могут провалиться, так как из двух запланированных на 2016 год этапов повышения грузовых тарифов (по 15% каждый) пока не согласован ни один. Против повышения тарифов выступают предприятия металлургической и химической промышленности.

«Учитывая заложенный в бюджет уровень инфляции, УЗ может быть трудно обосновать необходимость роста тарифов на 30%, несмотря на то что её тарифы по-прежнему являются самыми низкими в регионе, а сама госкомпания страдает от нехватки финансирования в связи с невыполнением местными бюджетами обязательств по покрытию льготных пассажирских перевозок», — отмечает Андрейченко.

По словам Завгороднего, если Кабмин не согласует повышение тарифа, УЗ потратит на капитальные инвестиции 3 млрд грн. — как и в 2015 году. Это значит, украинские заводы снова не получат масштабные заказы от госмонополии.

Одним из вариантов загрузки вагоностроительных компаний мог бы стать госзаказ за счёт эмиссии, считает экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.

«В своё время мы предлагали сделать целевую инъекцию в экономику — разместить госзаказ на производство 20 000 новых грузовых вагонов для УЗ за счёт бюджета или за счёт эмиссии. Речь идёт о сумме около 1 млрд . $ Механизм прост: Нацбанк делает эмиссию, которую КМУ направляет на целевую программу приобретения 20 000 грузовых вагонов. Грузовые вагоны 100% местного производства, начиная от железной руды и угля и заканчивая колёсами и автосцепками. Эта эмиссия заставила бы колесо экономики крутиться», — говорит Кава.

Подобные идеи идут вразрез с программой МВФ, в которой сейчас находится Украина, и угрожают и без того шаткой курсовой стабильности.

Туманные перспективы


По словам главы КВСЗ Владимира Приходько, в 2015 году, после резкого падения рынка вагоностроения, компания боролась за сохранение завода.

«В 2015-м вагонов изготовлено мало, но работы по поиску путей выхода из непростой ситуации проделано много. Изготавливаем контейнеры по новой номенклатуре для европейских заказчиков, другие виды продукции, включая подъёмно-транспортное оборудование», — рассказывает Приходько.

Не называя конкретные цифры, в КВСЗ говорят, что портфель заказов на 2016-й уже сейчас выглядит солиднее, чем в 2015 году.

«Число тендеров и их наполнение — количество грузовых, пассажирских вагонов, электропоездов, дизель-поездов, которые планируется закупить, обещает быть более значительным. Но это ещё не портфель заказов. А только большее количество тендеров и ожидание активизации закупок», — отметил Приходько.

Также КВСЗ рассчитывает почти втрое нарастить выпуск грузовых вагонов по сравнению с 2015 годом — до 1 174 единиц.

«Вероятнее всего, в Кременчуге рассчитывают выиграть тендер в Туркменистане на поставку специализированных вагонов для железной дороги вдоль газопровода Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия (ТАПИ), — полагает Алексей Андрейченко. — Также возможен повторный контракт на модернизацию вагонов метро для метрополитена Киева, так как в 2015 году было модернизировано всего 25 вагонов из 50, предполагавшихся в начале года. При этом деньги на модернизацию выделяются за счёт средств Киотского протокола».

Денис Кацило

7 комментариев

, чтобы получить доступ ко всем функциям сайта!
  1. stels
    Желательно выиграть тендер в Монголии, и Порш пана мэра.
  2. Iva
    Туркменам надо 750 вагонов. Может повезёт, и заказ достанется нашим. Это вдвое больше, чем выпустили в 15-м.
  3. вагоноважатый
    вагоноважатый
    Начиная с середины 2012 года Россия стала перекрывать доступ украинским вагонам на свой рынок, где к тому времени появились два новых крупных производителя».

    от майдауны доскакались, да, дядька в пелотке?
  4. Сергей
    Цитата: вагоноважатый
    от майдауны доскакались, да, дядька в пелотке?

    О колодце и не надо плевать слышали...? :winked:
  5. Игорь Степанов
    За два года Украина утратила все признаки независимости, уничтожила экономику, народ на грани выживания! Где майданы, майдауны?
  6. Олег
    Ого, да тут с рассеюшки пишут, с москвы самой. Следите за новостями ??? wink
  7. Игорь Степанов
    Учите историю, майдауны! Кто и как из русских делали “украинцев” https://youtu.be/kQOjD21xf3c Олесь Бузина. Краткая история Украины. https://youtu.be/Ccb0pufJcnw Народ, предавший свою великую историю, не имеет будущего!
Главная
Каналы
Видео
Эфир
+
Lazybon
получили комплекты летней полевой формы

И главное вовремя )) Лето закончилось, можно и легкожоп выдать чтобы зимой греться

В Кременчуге добровольцы ДФТГ-3 получили новые комплекты летней полевой формы
Nikaa Haris

Дуже важливо розуміти, що в інтернеті завжди є ризик зіткнутися з шахраями, особливо коли йдеться про особисті дані. Потрібно перевіряти сайти, на яких залишаєте інформацію, та використовувати лише перевірені сервіси. Для видалення непотрібних даних можна звернутися до надійних ресурсів, вони вам допоможуть у цьому питанні та видалять всю необхідну для вас інформацію

Как не стать жертвой мошенников во время поиска работы в интернете
Splatter

Навіть, якщо ви використовували обмінник - комісії ніхто не відміняв 😀

**TRON Energy: просте рішення для активних користувачів криптовалют**

Енергія TRON — це обчислювальний ресурс мережі, який кардинально змінює підхід до оплати комісій. Замість традиційного спалювання TRX система використовує попередньо накопичену енергію. Це дозволяє активним користувачам значно скоротити витрати.

Механізм роботи простий, але знають про нього не всі: один переказ USDT потребує приблизно 65,000 одиниць енергії Трон для адреси з USDT або 131,000 для порожньої. Цю енергію для переказу можна отримати і за рахунок прямого спалювання TRX, але оренда такої кількості енергії коштує у 2-3 рази дешевше.

Енергію Трон можна отримати двома способами: заморозити власні TRX у стейкингу або орендувати у спеціалізованих сервісів. Другий варіант значно зручніший, оскільки не вимагає блокування коштів.

Найпопулярніший сервіс серед українських користувачів — Tron Pool Energy. Він дозволяє миттєво під'єднати енергію Трон до будь-якого гаманця та почати економити з першої транзакції, гарантуючи стабільне зниження витрат на 65%.

Рейтинг обменников криптовалют Wellcrypto.io: безопасный обмен и инвестиции
Nikaa Haris

Для успішного ведення бізнесу важливий надійний та стабільний інтернет, адже від швидкості передачі даних залежить робота онлайн-сервісів, відеоконференцій та хмарних рішень. За допомогою NonDetected можна забезпечити захищене та стійке підключення, мінімізуючи ризики перебоїв.

«НАШНЕТ» — интернет в Киеве для бизнеса
Nikaa Haris

Выбор мужского аромата это не просто покупка, а отражение стиля и характера. Кто-то предпочитает классику, а кому-то ближе смелые и необычные ноты. Сегодня можно легко нишевый парфюм купить здесь, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность. Такой аромат не останется незамеченным.

Что нужно знать о выборе ароматов для него: мужские духи
Lazybon
Учасники слухань не висловили зауважень або пропозицій щодо презентованих змін
Проєктом передбачено розміщення двох нових об’єктів торгівлі на вільній від забудови ділянці

Ну вот, всё как и писал в предыдущем комменте

Громадськість ознайомили зі змінами до плану території на вулиці Республіканській
Sergey Kosenko

Можно было и скидку предложить 🐸

Літні шини 205/55 R16: що обирають українські водії
Lazybon

Как будто туда граждане ходят и эти слушания что-нибудь решали когда-то кроме резонансных случаев. Проводят для галочки. Новый киоск построят? 

Інформація про проведення громадських слухань щодо змін у детальному плані території по вулиці Республіканській
Гість Олена
Гість Олена

Повністю підтримую думку, що домашній догляд може бути не гіршим за салонний, головне - підібрати якісні засоби. Мені дуже допомогла косметика Oribe особливо для сухого волосся. Користуюсь кілька місяців - результат реально помітний, волосся м’яке і блискуче.

Салонний догляд vs домашній: що краще для Вашого волосся?
ghart97
Считаю, что забота о зубах — это не только эстетика, но и здоровье всего организма. Недавно стал интересоваться, как проходит чистка зубов профессиональная, ведь обычной щётки часто недостаточно. Хорошо, что сейчас есть такие услуги, которые помогают избежать проблем в будущем.
Счастье не в зубах, а в их количестве, или Как уберечь «голливудскую улыбку»?