Тотальные проверки получателей льгот и субсидий, которые прежняя власть поставила на поток (за прошлый год субсидиантов, по данным Госстата, стало меньше на 25,8%), взяли на вооружение и в команде Зеленского.
В парламенте зарегистрирован законопроект № 1231 «О верификации и мониторинге государственных выплат». С учётом скорости его продвижения в Верховной Раде (2 сентября подан в парламент, а 4 сентября — определён президентом как безотлагательный и направлен в профильный комитет), не исключено, что примут его максимально оперативно — ещё до начала нового отопительного сезона.Документ предусматривает три этапа проверок претендентов на государственные деньги (начиная от пенсий и заканчивая субсидиями, и различными доплатами). При этом чиновники смогут собирать полные досье на украинцев, включая выписки с банковских счетов и перечень всего имущества. А неправомерно полученные средства придётся вернуть в бюджет.
«Суть законопроекта в том, чтобы предоставить Минфину достаточные полномочия для предотвращения масштабных хищений государственных средств, направляемых на социальное обеспечение. И привлечение к ответственности государственных чиновников задействованных в коррупционных схемах. Закон для того и инициируем, чтобы действовать исключительно в рамках Конституции. По расчётам Минфина масштаб хищений составляет 50-60 миллиардов гривен», — сказал автор законопроекта, глава профильного комитета по вопросам финансовой, налоговой и таможенной политики Даннил Гетманцев.
Интересно, что в январе этого года Кабмин Гройсмана уже регистрировал проект под таким же названием и с похожим содержанием. Но до его рассмотрения дело так и не дошло, что вполне понятно с учётом приближающейся предвыборной кампании. А в конце прошлого месяца проект отозвали, буквально через несколько дней заменив его новым.
Теперь же, имея монобольшинство, Зе-команда может запустить процесс тотальной чистки получателей субсидий.
«Страна» разбиралась, как будут давать субсидии и помощь по новым правилам.
Подчистили старые ошибки
Первоначально идея запустить конвейер верификации осенила Минфин. В прошлом году ведомство разработало критерии выделения компенсаций по коммуналке, согласно которым, на деньги уже не могли претендовать владельцы новых автомобилей, граждане, делающие дорогие покупки и др. Причём постоянно появлялись новые нюансы, например, выяснилось, что отдельно оформлять субсидии не могут супружеские пары, если они живут отдельно, но официально не в разводе.
Минфин также оставил за собой право запрашивать информацию о гражданах в других ведомствах и организациях, включая банки. В бюджетный кодекс была заложена норма о том, что Минфин «имеет право на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных госорганов».
Что не понравилось Конституционному суду, который и заблокировал начинания Минфина осенью 2018 года. «Исключается даже минимальная защита субъекта персональных данных, не обеспечивается предсказуемость применения указанных положений Кодекса», — сказано в решении КС.
Минфин провёл работу над ошибками, и в мае этого года Кабмин утвердил новый порядок верификаций, которым переложил полномочия по контролю за получателями на местные «органы, осуществляющие государственный контроль выплаты», а за собой оставил право «рекомендаций». Кроме того, было сказано о создании некой единой информационно-аналитической платформы, на которой будут собирать данные об украинцах.
Недавно Минфин разработал также проекты, открывающие ему доступ к ряду баз данных — МВД (где есть, в том числе, информация о регистрации автомобилей), Государственной миграционной службы (о пересечении границы, что позволяет вычислить заробитчан), Земельного кадастра (о регистрации участков) и пр. Но после того как в СМИ появились публикации о новом наступлении Минфина на льготников, документы с официального сайта исчезли.
Что, по мнению главы адвокатской компании «Кравец и партнёры» Ростислава Кравца, не удивительно, ведь в новых проектах ведомство повторяло всё ту же старую ошибку, на которую указал Конституционный суд — добивалось неограниченного доступа к персональным данным, но при этом не гарантировало их сохранности. Что позволило бы снова оспорить такие документы, в случае их принятия, в суде.
В новом законопроекте, по словам Кравца, таких недочётов уже нет.
«Установлена ответственность, хотя пока и декларативная, за сохранение персональных данных. Правда, при этом не совсем чётко расписана процедура приостановки выплат на время проверки информации. Конституционный суд в своё время указывал, что нельзя человека лишать соцвыплат, пока не будет доказано, что он не имеет на них права. В новом законопроекте прописано, что на время проверок выплаты осуществляются без учёта суммы надбавок, по которым идёт верификация», — отметил он. В то же время, по мнению Кравца, последний вариант верификаций от СН, скорее всего, Конституционный суд устроит.
Как будут проверять?
В новом законопроекте прописано три этапа проверок.
Первый — превентивная верификация. При обращении за помощью будет сформирован запрос к информационно-аналитической платформе. И тут же, в режиме реального времени, можно будет проверить правдивость предоставленных данных и решить, имеете ли Вы вообще право на государственные деньги. Или же Вас стоит как минимум отправить на дополнительную проверку.
Будет использоваться следующая информация об украинцах: персональные данные (имя, фамилия, дата и место рождения и пр.), паспортные данные, идентификационный код, регистрация места жительства, налоговая информация, данные о банковских счетах и операциях по ним. Эти данные внесут в информационно-аналитическую платформу электронной верификации и мониторинга.
Администратора и порядок администрирования этой базы определит Кабмин.
Второй этап — текущая верификация. Она предусматривает постоянную «слежку» за украинцами Так, будут проводиться систематические проверки информации о получателях (к примеру, как меняется их имущественное положение).
Третий этап — ретроспективная верификация. Такие проверки будут проводить уже по окончанию периода выплат, причём человек будет находиться «под колпаком» у контролёров ещё в течение трёх лет после получения последней гривны из бюджета. Если за это время обнаружится, что деньги были получены безосновательно — всё придётся вернуть, добровольно или через суд.
При этом в проекте указано, что проверяющие имеют право на бесплатное получение информации из реестров и баз данных, в том числе информации с ограниченным доступом, а это, собственно, то, чего добивался Минфин.
Для этого предлагается внести соответствующие изменения сразу в несколько законов: «О банках и банковской деятельности», «О погранслужбе», «Об обязательном государственном пенсионном страховании», «О защите персональных данных» и др.
При этом, к примеру, если сейчас в пенсионном законодательстве указано, что документы о назначении или перерасчёте пенсии ПФ рассматривает не больше 10 дней, то в новом проекте добавили: этот срок может быть продлён до 30 дней в случае проверки достоверности данных.
А в случае выявления таких данных пенсию будут платить без их учёта (то есть, скажем, если подали на перерасчёт, но не имеете на него права, то сможете получать лишь пенсию в прежнем размере).
Тут, по мнению Ростислава Кравца, не совсем понятно. То есть человека вроде и не лишают выплат (на недопустимость чего указывал КС), но и не факт, что заплатят. Если, к примеру, выяснится, что на пенсию вообще нет права, что может касаться жителей неподконтрольных территорий.
Чтобы выявлять последних, в закон «О погранслужбе» внесли норму о предоставлении данных по гражданам, которые пересекали границу или въезжали на временно оккупированные территории.
При этом, как считает руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине, по-хорошему нужно собирать такие данные в форме электронного кабинета, к которому имел бы доступ сам получатель, чтобы в случае необходимости подкорректировать или оспорить собранное на него «досье».
Охота на льготников
Даже без специального закона о верификации проверки получателей льгот и субсидий идут полным ходом. В Кабмине отчитались: в прошлом году Минфин по результатам мониторинга дал больше 7,5 млн рекомендаций по проверкам 2,6 млн получателей государственной помощи.
Контролёры вернули в бюджет неправомерно назначенных выплат на сумму свыше 50 млн гривен.
Ярым сторонником верификаций был экс-министр социальной политики Андрей Рева. В интервью «Стране» он говорил, что многие граждане получают субсидии, фактически не имея на них права. Скажем, за коммуналку вполне обеспеченных семей заробитчан, по сути, платят остальные украинцы.
Проблема с «лишними» выплатами действительно есть, — утверждает Андрей Забловский. «Вся система очень коррумпирована, есть схемы с „мёртвыми душами“, многие получили статус льготников, фактически не имея на это права. В итоге нарушен принцип социальной справедливости», — считает Забловский.
В то же время «охота за льготниками» уже привела к тому, что многие украинцы попросту боятся подавать документы на получение помощи.
По данным Госстата, на июль этого года субсидии были предоставлены 254,8 тысячи домохозяйствам, тогда как в июле прошлого года — 641,7 тысячи. Но это не значит, что отказов стало втрое больше. Просто в этом году документы подало 86,7 тысячи семей, тогда как в прошлом — 285,7 тысяч.
Всего за 7 месяцев этого года субсидии попросили 2,4 миллиона домохозяйств, что на 40,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, — отметили в Госстате.
По мнению экономиста Алексея Куща, власти попытаются уменьшить число льготников и субсидиантов в два-три раза, чтобы их получало 5-10% населения, а не до 30%, как сейчас.
В этом плане получатели субсидий — едва ли не наиболее перспективная аудитория для «чисток», ведь число пенсионеров или многодетных семей особо не сократишь. К тому же субсидии традиционно съедают огромные бюджетные деньги — до 70 млрд гривен в год, а по мере подорожания коммуналки эта цифра может ещё больше вырасти.
«Субсидиантов будут срезать и дальше. Уже сейчас их количество не соответствует реальным потребностям. И как результат — рост задолженности по ЖКХ. На 1 июля она составила более 50 млрд гривен. То есть, с одной стороны, государство уменьшит затраты на субсидии, а с другой — получит увеличение задолженности за коммунальные услуги», — подытожил глава комитета жилищно-коммунальной инфраструктуры, благоустройства и охраны окружающей среды Общественного совета при КГГА Олег Попенко.
Людмила Ксенз
2 комментаря