Более двух лет назад постановлением от 17.04.2019 г. № 328 Кабинет Министров Украины утвердил Порядок организации ведения Электронного реестра листков нетрудоспособности и предоставления информации из него (далее — Порядок ведения реестра е-больничных).
Новая редакция Порядка ведения реестра е-больничных, которая начала действовать с 1 мая 2021 года, утверждена правительственным постановлением от 31.03.2021 г. № 323 (далее — Постановление КМУ № 323).Электронный реестр листков нетрудоспособности (ЕРЛН) сформирован в Пенсионном фонде Украины на основе уникальной базы сведений о застрахованных лицах. Именно Фонд ведёт этот реестр, то есть поддерживает в актуальном состоянии и обладает информацией, которая в нём содержится.
Ведение Реестра предусматривает создание записей, обработку информации о листках нетрудоспособности, поиск сведений, внесение изменений, формирование сообщений субъектам информационного обмена, предоставление сведений из Реестра застрахованным лицам, страхователям, Гоструда и многое другое.
Реестр будет накапливать, хранить и использовать электронные данные из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, поступающие из таких источников:
- из электронной системы здравоохранения;
- из Фонда социального страхования;
- от страхователей;
- от органов опеки и попечительства;
- от централизованного банка данных по проблемам инвалидности.
Реестр будет состоять из записей о временной нетрудоспособности, создаваемых автоматически программными средствами.
На сайте Фонда созданы электронные кабинеты учреждений здравоохранения (врачей), страхователей (работодателей) и застрахованных лиц с целью накопления, хранения, учёта и использования информации о сформированных (выданных), продлённых листках нетрудоспособности для реализации прав застрахованных лиц на получение пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, оплату первых 5-ти дней временной нетрудоспособности, осуществляемой за счёт средств работодателя, а также для проведения проверки обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности.
Застрахованные лица, как пользователи веб-портала, имеют возможность, не выходя из дома, получить информацию о себе из ЕРЛН (пункт меню личного кабинета гражданина «Мои листки нетрудоспособности») с таким перечнем атрибутов:
- номер;
- дата открытия;
- дата закрытия;
- причина нетрудоспособности.
Страхователи могут, не выходя из офиса, получить информацию из ЕРЛН по застрахованным лицам (ЗЛ), которые работают у них по трудовой книжке (пункт меню личного кабинета страхователя «Листки нетрудоспособности») со следующим перечнем атрибутов:
- номер;
- дата открытия;
- дата закрытия;
- РНОКПП ЗЛ;
- ФИО ЗЛ.
Страхователю также предоставляется возможность просмотра, формирования и печати заявлений-расчётов по листкам нетрудоспособности (пункт меню личного кабинета страхователя «Заявления-расчёты»).
Сервис предоставляется для пользователей, которые вошли на сайт с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП).
Целью внедрения электронных виртуальных листков нетрудоспособности является уменьшение количества фальсификаций, экономия времени и устранение лишних бумаг.
Предусмотрено, что переход от листков нетрудоспособности на бумажных носителях к электронным будет происходить постепенно. Так, с июня по август 2021 года гражданам могут выдаваться как электронные, так и бумажные больничные. В настоящее время оба вида документов являются подтверждением установленного факта временной нетрудоспособности и основанием для осуществления страховых выплат застрахованным лицам. А с 1 сентября 2021 года все медицинские учреждения Украины полностью перейдут на электронные больничные.
По информации ГУ Пенсионного фонда Украины в Полтавской области