Специалисты Программы USAID по аграрному и сельскому развитию — АГРО подготовили разъяснительную информацию об особенностях работы нотариата, совершении регистрационных и нотариальных действий в условиях военного положения.
Поиск нотариусов
Чтобы оперативно найти нотариуса, работающего в конкретном регионе в условиях военного положения, можно воспользоваться перечнем Нотариальной палаты Украины или специальным телеграм-ботом @NotariusUaChatBot.
На сегодняшний день нотариусы совершают ограниченный перечень нотариальных действий без использования специальных бланков нотариальных документов, а именно: нотариальное удостоверение доверенностей, нотариальное удостоверение завещаний, удостоверение подлинности подписей на документах и т.д.
Сделки с земельными участками
Поскольку не работают Государственный земельный кадастр и Государственный реестр прав на недвижимое имущество, сделки по купле-продаже земельных участков и смена собственника/пользователя земельного участка не осуществляются.
В настоящее время Минагрополитики и Минюст работают над частичным возобновлением работы Государственного земельного кадастра и Государственного реестра прав в ограниченном функционале и с ограниченным доступом.
На период военного положения установлен упрощённый порядок предоставления военными администрациями в условиях военного состояния сельскохозяйственных земель в пользование агропроизводителям на один год без регистрации участков в земельном кадастре, а прав на них в Реестре прав (24 марта 2022 г. ВРУ приняла ЗУ «О внесении изменений в некоторых законодательных актов Украины по созданию условий для обеспечения продовольственной безопасности в условиях военного положения» (№ 7178).
Регистрация изменений в отношении юридических лиц и ФЛП
Минюст предоставил возможность проводить срочные регистрационные действия:
- автоматическая регистрация ФЛП через портал «Дия»;
- создание благотворительных организаций и общественных формирований и изменений к сведениям о них;
- смены руководителя юридического лица в связи с его смертью;
- изменения местонахождение юридического лица; органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных предприятий, коммунальных предприятий, коммунальных организаций (учреждений, заведений), государственных организаций (учреждений, заведений), а также акционерных обществ, являющихся банками;
- изменение видов экономической деятельности ФЛП;
- прекращение предпринимательской деятельности ФЛП.
Государственная регистрация проводится исключительно государственными регистраторами, включенными в список Министерства юстиции, независимо от местонахождения недвижимого имущества/юридического лица или предпринимателя.
Подробную информацию можно получить у субъектов предоставления административных услуг в регионах.
Состояние работы единых и государственных реестров Украины
В настоящее время функционируют, за исключением отдельных административно-территориальных единиц, наследственный реестр, Единый реестр доверенностей, Единый реестр специальных бланков нотариальных документов, Государственный реестр актов гражданского состояния, Государственный реестр обременений движимого имущества, Единый реестр должников.
Не функционируют: Государственный реестр прав на недвижимое имущество; Государственный земельный кадастр; Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований (есть возможность совершать отдельные регистрационные действия); Единый государственный реестр судебных решений.
Ограничения работы реестров динамичны и изменяются в зависимости от хода войны. Министерство юстиции разрабатывает план поэтапного открытия доступа и работы реестра прав и реестра юридических лиц.
Обеспечение исполнения обязательств
Минюст и нотариальное сообщество принимают все возможные меры по возобновлению работы необходимых для кредитования инструментов и надлежащего оформления обеспечения исполнения обязательств. Первоочередной задачей является восстановление нотариального удостоверения аграрных расписок, а впоследствии ипотеки.
Нормативно-правовые изменения работы нотариата и совершение регистрационных действий в условиях военного положения изложены в:
- постановлении Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы нотариата в условиях военного положения» от 28.02.2022 г. № 164 (с учётом изменений и дополнений);
- постановлении Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы государственной регистрации и функционирования единых и государственных реестров, держателем которых является Министерство юстиции, в условиях военного положения» от 6 марта 2022 г. № 209 (с учётом изменений и дополнений).
По информации Министерства аграрной политики и продовольствия Украины