Проблема выбора бензина сегодня оказалась актуальной по очень простой причине - в Украине параллельно действуют два стандарта качества нефтепродуктов - ДСТУ 4063-2001 и ДСТУ 4839:2007. Первый регламентирует нормы качества для бензинов и дизтоплива отечественного производства и по своим основным показателям не дотягивает до норм Евро 3. Более “свежий” стандарт (действует с 01.01.2008) по основным параметрам приближается к европейскому EN 228:2004 (Евро 4).
Но на данный момент одни украинские НПЗ не в состоянии выпускать бензины, соответствующие новому стандарту, а другим это экономически невыгодно. То есть стандарт, введённый в Украине в начале 2008 года, применителен только для бензина made in Европа, чем и обусловлено существование двух стандартов качества, соответственно, и разделение бензинов на евро и “неевро”. Некоторые сети АЗС, имея постоянные поставки с нефтеперерабатывающих заводов Европы, даже разработали отдельную маркировку для импортных нефтепродуктов. Например, сеть «ОККО» продаёт бензин А-95 Евро, который уже прошёл сертификацию согласно новым ДСТУ. Если на стеле АЗС в маркировке бензина есть приставка или значок Евро, клиент вправе требовать сертификат соответствия этого бензина еврокачеству. Но если такового на заправке нет, значит, это обман.Судите сами
Топливо европейского производства гораздо безопаснее не только для экологии, но и для топливной системы современных автомобилей. Обусловлено это более жёсткими ограничениями по содержанию в топливе целого ряда химсоединений. Украинский ДСТУ № 4063-2001 подтягивается к европейскому по показателям октанового числа, и на этом сходство заканчивается. По другим важным характеристикам бензины, соответствующие старому ДСТУ, существенно проигрывают евротопливу. Если пользоваться профессиональной лексикой, то евротопливо содержит в 5 раз меньше бензола (является токсичным и сильным растворителем), вдвое меньшую концентрацию фактических смол (влияют на процесс износа двигателя и образование нагара), в 20-100 раз меньше серы (её переизбыток приводит к ускоренной коррозии деталей) и тому подобное. Другими словами, подлинный евробензин, продаваемый сегодня в некоторых сетях АЗС, позволяет продлить жизнь автомобиля и существенно сэкономить средства на ремонте, что немаловажно сегодня в условиях кризиса.
Даже неполный перечень негативных влияний различных составляющих позволяет сделать однозначный вывод - если есть возможность, нужно переходить на использование евробензина. Тем более, что в некоторых сетях АЗС его цена не отличается от стоимости топлива «UA стандарт». Из Европы бензин поступает из Литвы («Мажейкю Нафта»); Румынии («Ромпетрол Рафинарэ», «Петром», «Петротел-Лукойл»); есть так же поставки из Польши (Концерн «Орлен»), Греции и Италии.
А для гурманов...
Следуя примеру западных операторов нефтепродуктов (BP, TOTAL, SHELL), за последний год в нескольких украинских сетях АЗС уже появились в продаже так называемые брендовые бензины - например, Pulls 95 (сеть ОККО), Formula (сеть УкрТатНафта), Mustang (сеть WOG). Это бензины премиум-класса, оригинальные по своим характеристикам. Из-за более сложной технологии производства и наличия спецкомпонентов стоят они на 30-70 копеек дороже.
Каждый из этих бензинов чем-то оригинален. Например, в Pulls 95 (появился год назад в сети ОККО), помимо моющих, имеются и спецприсадки, более эффективно нейтрализующие коррозию в топливной системе. Создатели Pulls утверждают, что если в новом моторе этот бензин просто предотвращает образование нагара, то в старом удаляет имеющиеся отложения, т. е. система питания начинает работать более точно и качественно, благодаря чему восстанавливаются характеристики двигателя, сокращается потребление топлива.
Выбор бензина - это своего рода стратегия, которая зависит от поставленных целей: долгосрочных или краткосрочных. Покупая сегодня менее качественный бензин, вы рискуете завтра потратить приличную сумму на ремонт или замену деталей автомобиля. Так что решение за вами.