Казалось бы, что история корпоративного конфликта между, до недавних пор главными акционерами ОАО «Кременчугский завод технического углерода» Любовью Михайловой и Мирославом Балдисом должна бы завершиться в апреле 2008 года, когда Л.Михайлова была вынуждена полностью продать свой пакет акций ОАО «КЗТУ» третьему лицу. Судя по развитию событий, история продолжится, а решения причин, принудивших Л.Михайлову продать свою долю, перейдут по эстафете новому обладателю этого счастливого пакета.
Напомним, что корпоративный конфликт на некогда крупнейшем предприятии по производству технического углерода, достиг своего апогея 31 августа 2006 года, когда на акционерном собрании произошла смена менеджмента.Причины, побудившие акционера Л. Михайлову добиваться изменений в управлении компаний, были весьма существенны:
- Контракт с директором «КЗТУ» Яворским закончился в марте 2005 года. Однако он до сих пор управляет предприятием без законных на то обстоятельств.
- Отсутствие собраний акционеров и заседаний наблюдательного совета с 2005 года.
- Невозможность акционерам и членам наблюдательного совета принимать участие в управлении предприятием.
- Убыточность предприятия в течении ряда лет.
- Вывод активов в пользу подконтрольных компаний Балдиса.
- Благотворительная помощь сомнительным фондам на миллионы гривен за счет прибыли акционеров без решения общего собрания.
- Непрозрачные схемы в реализации продукции через подконтрольные Балдису компании.
После вышеупомянутого события г-жа Михайлова подверглась бесчисленному количеству необоснованных обвинений в рейдерских действиях и захвате предприятия. А также, давлению со стороны правоохранительных органов и жестоким нападкам команды М. Балдиса.
Уже три дня спустя, под прикрытием ожидаемых силовых захватов со стороны других акционеров, по команде Балдиса, были осуществлены ряд действий схожих с рейдерскими. Завод окружен бетонными плитами и колючей проволокой, территорию патрулирует специально нанятая вооруженная охрана, а все подступы к заводу заблокированы.
Справка из Википедии. Рейдерство — общее название цепочки операций, которое с помощью уязвимостей в законодательстве позволяет получить владение над капиталом (обычно предприятием). При этом совершается вывод активов из владения законных собственников.
В итоге, все это позволило Балдису и его менеджменту получить абсолютную власть над предприятием и продолжать вести свою деятельность, никем и ничем неконтролируемую. После двух лет судебных тяжб и разбирательств, судьба решений принятых, на акционерном собрании 31 августа 2006 года осталась так и нерешенной. Незаконно захваченный завод остался в руках умело замаскированных, настоящих рейдеров.
Но конфликт вполне может начаться с новой силой, и снова можно будет услышать громкие слова из-за бетонных укрытий о попытках силового захвата, угрозе остановки завода, распродаже по частям крупнейшего предприятия, незаконной покупке акций, но это будет уже другая история.