Корейские электрички проиграли сражение с «генералом Морозом» и попали под обстрел критики пассажиров и чиновников. А как всё начиналось! Красная дорожка, вино и аплодисменты… И даже национальный оркестр зимой 2011-го в южнокорейском городе Бусан провожал в первый рейс поезда Hyundai Rotem.
В Украину, под Евро-2012, по контракту на астрономические 307 миллионов долларов. Прошёл год, итог только последних трёх месяцев — 70 поломок! Представители Hyundai приносят извинения, украинские власти молчат, как обычно…«Ехал из Днепропетровска в Киев, возле Днепродзержинска поезд застыл прямо посреди поля, — отзыв очевидца в блоге о рейсе, состоявшемся 22 декабря. — Как только остановились, погас свет, пропало отопление. Через 10 минут стало холодно. Просили пледы у проводников, но они разводили руками и прятались. Да чтобы я когда-то ещё взял билет на эту повозку! Ни за что на свете. Это лотерея. Причём с шансами 50 на 50».
— Мы стояли около часа, — это уже жалоба пассажира по телефону в «Комсомолку» на неисправность поезда «Донецк — Киев», и тоже в субботу. — Всё это время в салоне дубарь, темно, детишки начали просыпаться и плакать. Попросили проводницу помочь, но всё, что она смогла предложить — чай по 5 гривен за стаканчик. За что мы платим?!
Вместо обещанных 5 часов до Киева добираться приходилось по 12. И это притом, что цены на билеты, даже после снижения, оставались, как говорится, кусачими.
— В сложившейся ситуации две причины: спешка и халатное отношение, — прокомментировал «КП» эксперт, который попросил не называть его имя. Отметим лишь, что этот человек одним из первых побывал на заводе Hyundai в качестве наблюдателя, а потом принимал поезда в Украине. — Когда мы приехали в Корею, оказалось, надписи на поезде написаны с ошибками, кнопки перепутаны. Это мелочи. Но такие же мелочи были и внутри агрегатов. Закралось подозрение, что корейцы отнеслись к вопросу несерьёзно.
По словам эксперта, вторая проблема, из-за которой поезда выходят из строя, — отсутствие испытаний. Корейцы должны были передать в Украину состав и откатать его зимой без пассажиров. У нас холодно, прыгает напряжение, неровные рельсы.
— Эти поезда не проходили ни испытания, ни даже сертификацию, — говорит наш эксперт. — Приведу пример. Крюковский вагоностроительный завод изготовил для Киева новый поезд метро. Перед тем как пустить его на маршрут, состав год гоняли по тоннелям с мешками с песком. А что Hyundai? Во время пробных заездов у них нашли десятки несоответствий. Но поздно, деньги заплачены. Если бы испытания проводились в полном объёме, в таком состоянии Hyundai ни за что не попал бы на украинские дороги.
Как обычно, пока скандал набирал обороты, в руководстве железных дорог и правительстве хранили гробовую тишину. О качестве корейских электричек уже ходят анекдоты, а на прошлой неделе боссы Hyundai Rotem решили официально извиниться за свои поезда. И вот Сергей Тигипко, бывший министр, а теперь народный депутат, высказал свою точку зрения на ситуацию. По его словам, покупка дорогостоящих поездов была ошибкой.
— За такие проблемы и события люди должны нести ответственность, — резюмировал Тигипко.
Добавил масла в огонь Антимонопольный комитет:
— Если поезд стоит дороже, чем обычный, он должен предоставлять более качественные услуги. Но если мы платим дороже и даже не уверены, что доедем, возникает вопрос: за что платим? — заявил на пресс-конференции замглавы Антимонопольного комитета Рафаэль Кузьмин. — Мы начали расследование обоснованности цен на рейсы Hyundai. Также будем разбираться в вопросе отставок чиновников, отвечающих за курсирование этих поездов.
Только цифры
— 300 тыс. грн. — час простаивания Hyundai;
— 250 млн грн. — стоимость одного состава;
— 11 млн грн. — ежемесячное обслуживание.
Компетентно
Директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк — в комментарии «Украинской правде»:
— Ключевыми условиями при выборе поездов под Евро-2012 были скорость производства, потому что надо было успеть до чемпионата, и покрытие 85 процентов заказа Korea Eximbank. Столь сжатые сроки ввода в эксплуатацию привели к тому, что технические и эксплуатационные характеристики оказались не первым приоритетом, и поезда Hyundai оказались банально не готовы к нашим условиям эксплуатации.
Александр Шевченко, «Комсомольская правда в Украине»
4 комментаря