Если «Приват» сумеет заполучить НПЗ за внезапно возникшие гигантские долги, это станет первым крупным поражением власти. Министерство юстиции Украины опубликовало перечень судебных процессов, ведущихся сейчас против Государства Украина в зарубежных судах. Судя по перечню из 14-ти позиций, общая сумма претензий иностранных компаний к нашей стране составляет более 3,5 млрд. долларов США.
Это, конечно, не «больше, чем весь государственный бюджет», как заявил накануне премьер-министр Украины Николай Азаров. Но всё же сумма более чем существенная.При этом целых 2,4 млрд. долларов составляет поданный в 2008 году иск российской компании «Татнефть».
Этот процесс связан со скандалом вокруг украинского АО «Укртатнафта». И ситуация усугубляется тем, что в прошлом году российский суд уже принял решение в пользу «Татнефти».
Как известно, сама «Укртатнафта» была создана ещё в 1994 году по решению президентов Украины и Татарстана Леонида Кучмы и Минтимера Шаймиева. Основой её стали добывающие мощности компании «Татнефть», расположенные в Татарстане, и перерабатывающие мощности Украины – Кременчугский нефтеперерабатывающий завод в Полтавской области.
Однако с тех пор утекло много нефти. Ещё в 2007 году через решения украинских судов Кременчугский НПЗ перешёл под контроль группы «Приват». Завод «ушёл» вместе с запасами нефти, за которые «Татнефть» тоже судится с украинским государством.
Чёрный юмор ситуации состоит в том, что отвечать в случае чего Украинскому государству придётся за деятельность частного бизнеса, который и так уже принёс этому государству миллиардные убытки.
Уже в 2007 году группа «Приват», хорошо известная умением наводить свои порядки даже на тех предприятиях, котрые ей не принадлежат (или принадлежат не только ей), установила свой менеджмент и в «Укртатнафте», и на Кременчугском НПЗ. Хотя аффилированное с группой «Приват» ООО «Корсан» и сегодня формально владеет только 19,45% акций ЗАО «Укртатнафта».
Это имело весьма разнообразные последствия. С одной стороны, из-за споров об отчуждении акций татарстанские поставщики, естественно, прекратили отгрузку нефти на завод. С другой, это не помешало «Привату» создать фактически вертикально интегрированную структуру. Помимо «Укртатнафты», группа сумела поставить свой менеджмент на полугосударственную добывающую компанию «Укрнафта». Пользуясь тем, что последняя стала продавать на Кременчугский НПЗ нефть по заниженным ценам, группа стала демпинговать на рынке светлых нефтепродуктов.
Сегодня группе, по оценкам участников рынка, подконтрольны до 25% атвозаправок Украины, и цены на них до последнего времени были на несколько копеек ниже среднерычночных. Однако такая «дешевизна» оборачивается огромными потерями государства.
Так, по подсчётам экспертов, основанным на данных Гостаможслужбы, сопоставленных с ценами, по которым продавалась нефть «Укрнафты», в 2009 году компания недополучила 730 миллионов долларов. Соответственно, солидные суммы не попали ни в госбюджет в виде налогов, ни на выполнение программ по реформированию самой «Укрнафты».
Кроме того, автолюбителям тоже не приходится особо восторгаться «дешёвым» бензином. Дело в том, что «Укртатнафта» до недавних пор отгружала несколько десятков тысяч тонн в месяц так называемых «компнентов бензинов» (КБ). Эти КБ, по существу, являются некондиционным горючим – и, как утверждают другие участники рынка, нередко выдаются на подконтрольных «Привату» АЗС за настоящий, соответствующий нормативам бензин.
Между тем, самым потрясающим фактом является то, что «Укртатнафта», получающая сырьё по ценам в несколько раз ниже рыночных, да ещё и экономящая на конечном продукте, несёт невероятные убытки.
В частности, в 2008 г. компания получила более 930 млн. грн. убытков. В 2009-м – уже более 1,3 млрд. грн. Учитывая, что государству в лице НАК «Нафтогаз Украины» в компании принадлежит 43% акций, это – прямые убытки страны.
При этом компания ещё и берёт в долг! Только за последний квартал 2009 года внешние обязательства «Укртатнафты» скачкообразно увеличились с 1,76 до 6,9 млрд. грн. (при уставном фонде всего в 740 млн. грн.).
Объяснение этому имеется, и оно неприглядно. По данным прессы, под 90% задолженности сформировано перед уже упомянутым ООО «Корсан», а также – перед ООО «Корнелис». Эти фирмы связаны с группой «Приват». Поэтому возникает подозрение, что «долги» созданы намерено – чтобы аффилированные с «Приватом» структуры в случае чего могли претендовать на имущество «Укртатнафты» через суд.
На мысль о том, что в «Привате» готовятся к такому развитию событий, наводит и ситуация вокруг собрания акционеров «Укртатнафты», состоявшегося ещё в феврале. Лояльные «Привату» люди заняли большинство мест в набсовете предприятия, включая должности председателя и его первого зама. При этом компания упорно отказывается предоставить официальные данные об изменениях в составе акционеров.
В этой ситуации действия, а вернее – бездействие чиновников «Нафтогаза», которому в компании принадлежит 43% акций, выглядит как минимум странным.
Надежда – на то, что сегодня проблема «Укртатнафты» оказалась в центре внимания высших властных кругов не только Украины, но и России. В феврале 2010 года Минтимера Шаймиева на посту президента Татарстана заменил глава «Татнефти» Рустам Минниханов. А в ходе Украинско-российского экономического форума в мае, в ходе визита в Киев Дмитрия Медведева, с ним прибыл и нынешний руководитель «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов.
Характерно, что едва ли не единственным из украинских олигархов, не посетившим мероприятие, стал Игорь Коломойский – совладелец группы «Приват».
В результате премьер Азаров подписал распоряжение допустить на Кременчугский НПЗ представителей «Татнефти», распорядившись предоставить им всю отчётность за последние три года. Но, увы, пока «приватовское» руководство завода самым беззастенчивым образом не выполняет распоряжений правительства, прикрываясь, по отработанной технологии, постановлениями «лояльных» судов.
Таким образом, проблема «Укртатнафты» должна быть тем или иным образом решена как можно скорее. Ведь от этого зависит не только прекращение надувательства государства и возобновление поставок татарстанской нефти в Украину, но и международный имидж страны. Успешно «разрулить» ситуацию – дело чести и для новой украинской власти, провозгласившей своими приоритетами как улучшение отношений с РФ, так и наведение порядка в нефтегазовой отрасли страны.
Тянуть правительству не приходится – если «Приват» сумеет заполучить НПЗ за внезапно и загадочно возникшие гигантские долги, это станет первым крупным поражением власти как раз на том направлении, которое она всегда считала важнейшим.
2 комментаря