В последнее время увеличилось количество жалоб потребителей на отказ со стороны продавцов в безналичном расчёте за приобретённые товары, в связи с чем Госпродпотребслужба сообщает, что статьёй 17 Закона Украины «О защите прав потребителей» установлено, что за всеми потребителями в одинаковой мере признаётся право на удовлетворение их потребностей в сфере торгового и других видов обслуживания.
Установление каких-либо преимуществ, применение прямых или косвенных ограничений прав потребителей не допускается, кроме случаев, предусмотренных нормативно-правовыми актами. Также указанной статьёй установлено право потребителя на свободный выбор товаров и услуг в удобное для него время и на свободное осуществление безналичных расчётов с учётом режима работы и обязательных для продавца (исполнителя) форм (видов) расчётов, установленных законодательством Украины.Продавец (исполнитель) обязан всячески содействовать потребителю в свободном выборе продукции и формах её оплаты.
Следует отметить, что постановлением КМУ от 29.09.2010 г. № 878 «Об осуществлении расчётов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием специальных платёжных средств» предусмотрено освобождение отдельных категорий продавцов от обязательного приёма специальных платёжных средств для осуществления расчётов за проданные товары (предоставленные услуги), в том числе субъектов хозяйствования, которые осуществляют хозяйственную деятельность в населённых пунктах с численностью населения менее чем 25 тысяч человек.
Аналогичная норма об обязательном приёме продавцами электронных платёжных средств установлена Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания на рынке потребительских товаров, утверждёнными постановлением Кабинета Министров от 15.06.2006 г. № 833.
Так, пунктом 21 упомянутого постановления определено, что субъект хозяйствования обязан обеспечить возможность использования электронных платёжных средств при осуществлении расчётов за проданные товары (предоставленные услуги) в соответствии с законодательством.
Таким образом, отказ в безналичном расчёте за приобретённые товары и предоставленные услуги свидетельствует об ущемлении прав потребителя и является нарушением требований законодательства, за которое предусмотрена ответственность статьёй 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» и статьёй 155 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
В случае нарушения Вашего права на безналичный расчёт Вы вправе обратиться с соответствующим обращением в Госпродпотребслужбу Украины и её территориальные органы, образец обращения размещён на сайте Госпродпотребслужбы.