Правительство рассматривает возможность временно разрешить продажу бензина стандартов Евро-0, Евро-1 и Евро-2 — с более высоким содержанием серы и примесей. Об этом сообщил основатель группы компаний «Прайм» Дмитрий Леушкин в комментарии УНИАН.
По его словам, Кабмин может отложить введение нормы, запрещающей реализацию топлива ниже Евро-5, и вновь допустить в обращение бензин с более низкими экологическими характеристиками. Этот шаг рассматривается как временное решение на фоне разрушений Кременчугского НПЗ после недавнего удара.«Скорее всего, отложат норму Евро-5 и вернут Евро-0. Сейчас этот вопрос уже прорабатывается. Возможно разрешение стандартов Евро-0, Евро-1, Евро-2», — рассказал эксперт.
Он пояснил, что Кременчугский НПЗ обеспечивал до половины внутреннего рынка переработанного топлива, перерабатывая украинскую нефть и газовый конденсат. После выхода завода из строя, встал вопрос о необходимости использовать добытые ресурсы, в том числе на мини-НПЗ, которые смогут перерабатывать сырьё по старым стандартам.
«Укргаздобыча продолжает добывать сырьё, а переработчик выпал. Мы не можем остановить добычу — её нужно где-то использовать. Потому и рассматривается вариант временного возврата к старым стандартам, как это уже было во времена топливного кризиса», — отметил Леушкин.
Почему временно отменили штрафы за бензин без этанола
Также эксперт прокомментировал недавнее решение Верховной Рады временно приостановить штрафы для АЗС, которые продают бензин без добавления биоэтанола. Он пояснил, что на европейском рынке попросту нет необходимого количества топлива, отвечающего украинскому требованию о наличии 5% биоэтанола.
«Такого топлива просто нет. Кого сейчас штрафовать?» — отметил Леушкин.
С аналогичным мнением выступил и руководитель консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. В Facebook он пояснил, что украинский стандарт с 5% содержанием этанола отличается от общеевропейского — в ЕС распространён бензин с 10% биоэтанола (Е10). Поставщики не готовы обеспечить достаточные объёмы нестандартного для них продукта.
Куюн также заверил, что нехватки топлива на украинском рынке не предвидится — все необходимые объёмы уже законтрактованы до конца лета. Более того, он считает, что нынешняя ситуация — это возможность перейти на европейский стандарт Е10 уже со следующего года.
«Так будет проще закупать, а украинская продукция будет востребованнее. Потребитель вряд ли почувствует изменения, зато экономика получит хороший импульс», — резюмировал эксперт.
Что стоит знать об экологических стандартах топлива в Украине
Напомним, в марте 2022 года, на фоне войны, Кабмин разрешил временную реализацию топлива стандартов Евро-3 и Евро-4, чтобы обеспечить дополнительный ресурс, в том числе для нужд ВСУ. Однако в начале 2024 года этот допуск отменили, вернув обязательность Евро-5.
Согласно нормам, Евро-4 допускает содержание серы в топливе до 50 промилле, тогда как Евро-5 — не более 10 промилле. Чем выше стандарт — тем ниже вредные выбросы и безопаснее топливо для двигателя.
Напомним, 15 июня 2025 года произошёл массированный удар по Кременчугу, где расположен крупнейший в стране НПЗ. А уже 18 июня Верховная Рада приняла изменения в законодательство, временно отменив штрафы за продажу топлива без добавления биоэтанола.




