На сегодня все процедурные вопросы, связанные с начислением налогов, сборов (обязательных платежей), а также полноты и своевременности расчётов с бюджетами всех уровней регламентируются Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21 декабря 2000 г. №2181-III (далее Закон №2181).
Этим законом определены общие административные положения как в части процессов декларирования и уплаты налогов, так и по финансовой и имущественной ответственности налогоплательщиков, которые несвоевременно рассчитываются с бюджетом. Сейчас уже понятно, что требуется усовершенствование администрирования налогообложения. И, с учётом изменений, происходящих в экономике нашей страны, стало очевидным, что Закон №2181 требует локальных изменений. Ведь довольно часто в своей практике налоговики сталкиваются с ситуациями, когда в условиях финансового кризиса некоторые предприятия не всегда имеют возможность своевременно рассчитываться с бюджетом по своим налоговым обязательствам, становятся заложниками последствий кризиса: с предприятием не рассчитались кредиторы, а свои обязательства по уплате налогов в бюджет выполнять необходимо.Рассмотрим изменения, предусмотренные проектом Налогового кодекса, в отношении налогоплательщиков, которые, хоть и не по своей вине, но не могут обеспечить своевременную уплату налогов.
Глава вторая проекта Налогового кодекса Украины направлена именно на урегулирование правовых норм администрирования налогообложения, в частности, определена процедура погашения налоговых долгов хозяйствующих субъектов. Специфика применения главы 6-й раздела второго проекта Налогового кодекса заключается в чётком регламентированности и публичности действий со стороны органов государственной налоговой службы и добровольности в принятии решений предприятия. Только в случае, если сумма налогового обязательства, самостоятельно задекларирована налогоплательщиком или согласована им в апелляционном порядке, не выплачивается в установленные Кодексом сроки, у такого плательщика возникает налоговый долг и наступает его имущественная и финансовая ответственность за такие действия, регламентированная проектом Налогового кодекса.
Однако даже в таком случае плательщику предоставляется дополнительный срок для проведения расчётов с бюджетом без вмешательства органов ГНС. Так, после получения налогового требования, в котором сообщается о факте возникновения налогового долга и права налогового залога, а также о последствиях в случае его неуплаты, налогоплательщику отводится ещё 60 дней для самостоятельного решения вопроса по погашению налогового долга за счёт каких-либо собственных источников.
Проектом Налогового кодекса предусмотрено для налогоплательщика достаточно возможностей предотвратить как возникновение, так и существование налогового долга, а следовательно, избежать дополнительной ответственности.
Отдельно следует отметить, что для добросовестных налогоплательщиков вводится ряд положений, направленных на предупреждение возникновения налогового долга и недопущения его роста или накопления.
Немаловажным является тот факт, что проектом Налогового кодекса, в отличие от Закона Украины №2181, предусмотрена возможность для налогоплательщиков получить рассрочки и отсрочки не только налоговых обязательств, но и налогового долга, что является существенным для налогоплательщиков, которые временно столкнулись с финансовыми трудностями.
Отдел погашения просроченных налоговых обязательств Кременчугской ОГНИ
2 комментаря