В 2012 году ЮЖД в пригородном сообщении было перевезено почти 59 миллионов пассажиров, но затраты компенсировались выручкой от продажи билетов только на 9%. Согласно законодательству Украины, Южная железная дорога безотказно предоставляет льготный проезд 26 категориям граждан. Фактически это означает, что 7 из 10 пассажиров пригородных поездов ЮЖД — льготники.
Стоимость перевозки льготного контингента должна компенсироваться за счёт государственного и местных бюджетов. В прошлом году Южная железная дорога перевезла льготников на 65,2 миллионов гривен, из них местными органами власти было компенсировано лишь 26,5 миллионов гривен, то есть меньше 41%.Но даже при полной компенсации стоимости расходов на перевозку льготного контингента пригородные перевозки остаются убыточными, потому что пригородные пассажирские тарифы несут социальную направленность. Таким образом, для дальнейшего обеспечения перевозок в пригородном сообщении на соответствующем уровне, а это около 340 пригородных поездов в сутки, индексация тарифов на 15% является экономически обоснованной и вынужденной. Фактически, на сегодняшний день пригородные поезда — самый доступный вид транспорта. Стоимость проезда в пригородных поездах по сравнению с автобусами и маршрутными такси ниже в 3-4,5 раза. Например, стоимость проезда в автобусе сообщением Полтава — Кременчуг составляет около 40 грн., в пригородном поезде — 8,50 грн, (9,77 грн. после подорожания).
В настоящее время этот вопрос находится на согласовании в Харьковской, Полтавской и Сумской облгосадминистрациях.
Дмитрий Волков