Количество абитуриентов непрестанно сокращается. Такая тенденция наблюдается уже третий год подряд. Но вузов в стране и в городе в частности меньше практически не стало. Эксперты-демографы пророчили: в 2012-м за партами вузов места хватит всем выпускникам школ, о конкурсах 10 человек на одно место придётся забыть и надолго.
Чем такая демографическая яма закончится для городских заведений высшего образования, как будут выживать вузы, изменится ли их ценовая политика и как они будут бороться за своих студентов, корреспонденты «Программы Плюс» интересовались у самих педагогов.— Любой человек сам определяет свою политику в отрасли получения знаний, — рассказывает ректор Кременчугского университета экономики, информационных технологий и управления Анатолий Оксанич. — На выбор обязательно влияет качество образования, которое предлагает тот или иной вуз. Высшее учебное заведение, в котором полностью отсутствует такое явление как коррупция, который будет гарантировать высококачественное образование как на внутреннем, так и на международном рынке, никогда не останется без студентов. Такому заведению не грозят никакие демографические тенденции. Именно над этим и нужно работать. Конечно, придётся прибегать к ценовой конкуренции. Наше заведение планирует в корне изменить политику ценообразования, мы отменим практически все льготы, оставим только стипендии для лучших студентов, но тогда сможем изменить и цены на обучение. Они обязательно будут ниже, более доступные для широкой общественности.
Совсем по-другому, полностью непрогнозируемо ситуация может развернуться для государственной высшей школы. Выборы президента, кадровые ротации на высшем уровне неизвестно как отразятся на КГУ. Причём изменения могут коснуться не только студенческого состава, но и преподавательского.
— Что будет завтра — одному Богу известно, — отмечает проректор по научно-педагогической работе КГУ Владимир Усатюк. — Восемнадцать лет украинской независимости сопровождаются самыми неожиданными экспериментами в отрасли образования. Придёт новый президент с новой командой, вместе они принесут новые изменения в систему высшего образования. Поэтому загадывать заранее просто невозможно. Но, что бы там не было, много чего зависит от объёма государственного заказа на следующий учебный год. Какой вуз сколько урвёт, то и его. От госзаказа зависит прежде всего распределение нагрузки на преподавателей. Если студентов будет меньше, уменьшится и количество преподавателей. А вообще государственные заведения высшего образования оказались в намного худшем положении, чем частные. Государственное казначейство может в любую минуту снять средства с нашего спецфонда и оставить заведение без копейки. Все те деньги, которые платят студенты за обучение, оседают в государственном кармане, в условиях кризиса на развитие именно вузу практически ничего не остаётся. Мы, как могли, сократили штат обслуживающего персонала, к нам цепляются все возможные инспекции и инстанции. Только на отопление идёт 500 тысяч ежемесячно, понизишь градус — сразу санстанция с термометром придёт. Мы до сих пор выживали, а что будет дальше — вообще страшно подумать.
Ценовую политику КГУ также будет пересматривать, но в сторону повышения. Нынешние цены, по словам проректора, полностью обоснованные, даже немного заниженные. В условиях, когда студент-контрактник содержит студента-бюджетника, нужно или полностью отказаться от бюджетной формы (что нежелательно, ведь тогда от государства вуз не получит ни копейки), или, что более вероятно, вносить изменения в контракт, которые бы позволяли повышать цену в течении выполнения условий соглашения (то есть обучения).
Хотя позиции частного и государственного высших учебных заведений отличаются, представители обоих признали одну беспрекословную вещь. Любые трудности можно преодолеть, если внедрять умеренную политику в отрасли высшего образования. Опыт западных вузов свидетельствует о сплоченной работе Министерства труда и соцзащиты, Минфина, Министерства экономики и Министерства образования. Перед тем, как формировать госзаказ, необходимо проанализировать рынок труда (определить, каких именно специалистов не хватает), найти средства на их подготовку, направить эти средства на подготовку именно такого (заблаговременно просчитанного) количества специалистов. У нас же, как всегда, всё логично — в огороде бузина, а в Киеве дядька. Одно министерство абсолютно не учитывает потребности и возможности другого.
И напоследок отметим: в этом году из кременчугских школ выйдут дети, рождённые преимущественно в 1993 году, их будет 1398, тогда как в прошлом — 1464. Разница не такая уж и большая, тем не менее, тенденция к сокращению есть.
— Причины уменьшения количества абитуриентов заключаются не только в сокращении рождаемости в начале 90-х, — объясняет методист городского управления образования Светлана Алексеенко. — Из-за сложного экономического положения много русскоязычных детей, которые учились в 13, 20, 27-й школах вместе с родителями эмигрировали в Россию. Некоторые вернулись в сёла.
Наталья Истомина