Главное среди этой огромной стройплощадки, которая раскинулась на территории в 200 гектаров, видно сразу — горы земли, озёра воды, и разбросанная по полю строительная техника. До запланированного результата — упорядоченной строительной площадки — ещё далеко. Главный подрядчик сооружения нулевого цикла ОАО «Одесатрансбуд» не успевает до осени подготовить место под строительство.
Первое - не готово на площадке места для проживания самих строителей — специальные дома, в которых должны разместиться 2 тыс. работников, которым сооружать корпуса меткомбината. Второе — не под все будущие сооружения производства специалисты «Одесатрансбуда» успели насыпать трёхметровую насыпь. Ну и конечно — местные болота, которые ещё откачивать и откачивать, а воду вывозить.
“Возможно бы работали бы и быстрее, если бы не кадровая чехарда. Рабочие увольняются с каждой вахты по полсотни человек и каждую новую вахту на стройку приходят новые люди”, — объяснил один из местных старожилов-строителей. Водителем на этом строительстве собеседник работает в течение последних четырёх месяцев.
“У «Одесатрансбуда» огромные проблемы с песком, которым насыпают нулевую отметку на строительстве. Песок берут из нового Еристовского карьера, но в нём слишком много воды. По такой насыпи ни грузовики не едут, ни катки — все застревают. К тому же, этот песок необходимо покупать у владельцев карьера”, — объяснил строитель.
Другое с его слов — это разочарование в обещанном. Все рабочие — те, кто возит сюда песчаную смесь, и те, кто её трамбует специальными катками, — ожидали большего. В конце концов ожидания имели основания — у каждого работа вахтенным методом — по 15 суток. За каждый день работникам обещают вахтенную надбавку — 30 гривен.
“Такой пример для нас — водитель КрАЗа, который отработал фактически всю вахту, — пятнадцать дней по десять-двенадцять часов каждый день получает всего 1200 гривен. Разве это нормальная оплата труда?”, — спрашивает рядовой рабочий «Одесатрансбуда».
“Документации никакой не ведётся. В сведениях — только фамилия и сумма денег. Возможно Жеваго и выделяет деньги, но до рабочих они не доходят. А счастья на строительстве ищут все — прежде всего, из окружающих сельских районов. Люди приходят, вахту поработают и увольняются. Приходят сотнями и конца этому потоку людей нет”, — считает собеседник, несмотря на то, что на площадку начали завозить железобетонные конструкции, до предварительного финиша ещё очень далеко.
“Хотя, знаете, недавно на площадку пригнали “МАНы” и “Мерседесы” из-под Белой Церкви, где на таком же строительстве объявили забастовку, возможно теперь дела пойдут быстрее”, — рассуждает рабочий.
По выводам всех с кем пришлось поговорить — на строительстве «Ворскла Стали» обещали много, а в действительности, если отрабатывать по 10-11 часов в кабине грузовика, то больше 1,5 тыс. гривен не заплатят. Как часто появляются кадровые проблемы, можно судить по колонне грузовиков, которыми возят песок. Если КрАЗы стоят, то все водители, с которыми рассчитались за вахту по 600 гривен заработной платы, уволились с работы. Если грузовики опять поехали, то на строительство пришли новые люди, которые свою зарплату ещё получат. И тоже убегут.
“Рабочие между собой ещё нормально, но с начальством разговаривать невозможно. На любые слова ответ только один — я вас увольняю. Так у нас случилось с участком строительно-дорожных машин. Его начальника вообще уволили ни за что — он добивался зарплаты рабочим. Теперь ни зарплаты, ни нормального руководителя. Вывод один — всех обманули”, — отмечают строители.
А в целом строительство продолжается, и если до конца года с нулевым циклом комбината не успеют, то его продолжат сооружать уже зимой, когда вода в местных болотах замёрзнет. В конце концов, здесь среди поля к будущей зиме готовятся. Котельная, которой будут обогревать дома вахтовиков уже работает, — её труба здесь будет дымить до той поры, пока трубы будущего меткомбината не начнут выдавать настоящий металлургический дым.
А пока что времена разочарований у местных жителей продолжаются. Следующее, что их ожидает — в колодцах окружающих сёл постепенно исчезает вода. С десяток мощных насосов, которые откачивают с места разработки будущего Еристовского карьера по 6 тыс. кубометров воды в час, своё дело делают...
Очевидно, остаётся лишь позавидовать прозорливости подчинённых Константина Жеваго. Теперь для подавляющего большинства фельдшерско-акушерских пунктов в окружающих селах усилиями горняков Полтавского ГОКа уже приобретены электрокардиографы. И приборы крестьянам ещё понадобятся. Особенно — когда поймут, что никто не спешит выполнять обещанное на стройплощадке «Ворскла Стали». То есть, когда в их колодцах совсем исчезнет вода, а водопровод, как и раньше, будет существовать только в проекте, когда на всю мощность будут дымить трубы нового меткомбината, а людям за работу на предприятии будут платить копейки: женщинам по 500 гривен, мужчинам — по 1300 гривен.
Как в такой ситуации обойтись без кардиографа от Константина Жеваго?