Власть завершила создание эффективного механизма законного отъёма имущества и денег у предприятий и граждан. На прошлой неделе парламент внёс изменения в Бюджетный кодекс, которые уже направлены на подпись Президенту. Помимо некоторых перетасовок источников наполнения доходной части казны документ содержит ещё одну, куда более важную норму с далеко идущими последствиями.
Речь идёт о новом содержании пункта 21 ст. 5 Закона «О судебном сборе», оговаривающего перечень лиц и ведомств, которые освобождаются от судебных издержек. Внесённые Верховной Радой правки позволяют не платить судебный сбор Министерству финансов, местным финансовым управлениям, Государственной налоговой службе, Гостаможслужбе, Госказначейству, Госфининспекции и их территориальным органам, а также Госфинмониторингу и Нацбанку, если в суде они защищают государственные интересы. И только в отношении дел, непосредственно касающихся полномочий упомянутых органов. Впрочем, такую формулировку юристы считают настолько размытой, что фактически можно говорить о бесплатности любых исков, подаваемых упомянутыми органами.Министр финансов Федор Ярошенко не скрывает, что инициированные его ведомством новации позволят избежать огромных бюджетных издержек, которые могли бы поставить под вопрос возможность дальнейшей активной претенциозной работы фискалов. 1 ноября 2011 года вступает в силу новый Закон «О судебном сборе», который заменит действующий с 1993 года декрет Кабмина «О государственной пошлине». В документе предусмотрено существенное повышение ставки судебного сбора при рассмотрении имущественных споров.
«Сегодня пошлина за подачу любого иска в административном суде, где предприниматели обжалуют действия органов власти либо ведомства выставляют иски предпринимателям, составляет 3,4 грн. С 1 ноября эта сумма увеличится в разы. Если стороны будут спорить не об отмене какого-либо акта, а о материальном ущербе — например, ГНС требует доплатить налоги либо предприниматель обжалует это решение, — размер пошлины составит 1% от суммы иска. Но не менее 0,1 минимальной зарплаты, установленной на 1 января этого года, и не более 2 минималок (от 94,1 до 1882 грн.). Максимальный размер пошлины за апелляцию — 941 грн. (50% начальной пошлины), за кассацию — 1317,4 грн. (70%)», — объяснил «Комментариям» адвокат, управляющий партнёр ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев.
Самыми активными участниками судебных исков в паре «власть — бизнес» являются налоговые и таможенные органы. Недавно ГНС обнародовала статистику, согласно которой с начала 2011 года судами было вынесено около 60 тыс. решений по налоговым спорам, из которых 94,6% (56 тыс.) были положительными для фискальных органов. Правоведы говорят, что статистика ГНС несколько приукрашена. Однако не отрицают, что в последнее время количество выигранных налоговой дел неуклонно растёт. Поскольку суды выполняют негласное указание поддерживать госструктуры, ратующие за наполнение казны. По данным юристов, которые регулярно от имени своих клиентов судятся с таможенниками, в ГТС соотношение выигранных дел ненамного хуже. Судебные споры с остальными органами, на которые будет распространяться льгота по уплате судебных сборов, хоть и немногочисленны, но болезненны. Скажем, с Госказначейством преимущественно судятся муниципалитеты, которым не перечисляют деньги на ремонты дорог или выплату зарплаты. Недавно о таком иске заявила Донецкая мэрия. Иски могут подавать и подрядчики государственных заказов. Например, зимой 2009–2010 годов о таком иске заявлял концерн ЕДАПС, монопольно печатающий паспорта для МВД.
Новые правила поставят участников судебных процессов в неравные условия. Если, к примеру, иск о неправомерном доначислении налогов инициирует субъект хозяйствования, минимальный размер судебного сбора, который ему придётся заплатить, составит 207,02 грн. (94,1 грн. — за подачу иска в первую инстанцию, 47,05 грн. — за апелляцию и 65,87 грн. за кассацию), максимальный — 4140,4 грн. (1882, 941 и 1317,4 грн. соответственно). Поскольку большинство доначислений налоговиков составляют достаточно крупные суммы, практически всем налогоплательщикам, которые будут судиться с фискальными органами, придётся выкладывать по максимуму.
Зато фискалов судебные издержки теперь не остановят. Соответственно они беспрепятственно смогут и дальше выполнять установку: судиться вне зависимости от наличия веских на то оснований. Если предположить, что около половины из всех рассмотренных судами «налоговых» дел с начала 2011 года инициировали сами фискалы, то по ныне действующим нормам (когда стоимость админиска составляет 3,4 грн.) расходы на судебные сборы составили бы всего 102 тыс. грн. за 30 тыс. дел. С 1 ноября без учёта принятой парламентом льготы только за решения в судах первой инстанции им бы пришлось заплатить около 56,4 млн. грн. И это сумма издержек только по одному ведомству.
«А вот предприниматели, скорее всего, всё чаще будут пытаться урегулировать споры в досудебном порядке, обращаясь к служителям Фемиды только в крайнем случае», — говорит юрист ООО «ЮБ «Деревянчук и Партнёры» Антонина Загура. Впрочем, в украинских реалиях досудебное урегулирование с налоговыми или таможенными органами вряд ли закончится чем-то иным кроме победы контролирующих органов. Освободив их от необходимости тратиться на судебные издержки, государство, по сути, создало идеальный механизм для наказания нелояльных к власти представителей бизнеса и наполнения казны.
Юрий Щербина
5 комментарів