Если ещё 4 года назад Украина занимала 55-е место в мире по качеству высшего образования, то в этом году – 72. По качеству обучения на рабочем месте Украина опустилась с 83 на 103 позицию.
Развитие образования в Украине происходит не по качественному, а по количественному признаку. Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума, Украина входит в первую двадцатку стран по распространению высшего и среднего образования. По количеству людей с высшим образованием Украина занимает 8-е место из 142 стран мира, сообщает портал «ДЕЛО».При этом по качеству образования Украина находится «в хвосте». В частности, по качеству высшего образования мы на 83-м месте, а по качеству профессионального обучения – на 103-м месте.
Что имеем?
По данным экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), в Украине чрезвычайно низкое качество преподавания менеджмента, что крайне важно для экономического процветания государства. Уровень украинских бизнес-школ не отвечает международным стандартам. Руководители украинских компаний, которые принимали участие в опросе ВЭФ, оценили качество преподавания в отечественных бизнес-школах в 2,97 из 7 баллов. В среднем по миру этот показатель составляет 4,18 баллов.
По уровню преподавания математики и естественных наук Украина находится на 70-м месте из 142 стран, на уровне Зимбабве и Кении.
Причины
Эксперты фонда «Эффективное управление» называют несколько ключевых причин сложившейся ситуации в сфере образования.
Во-первых, неэффективность использования государственных средств. Украина тратит на образование около 7% ВВП, что является неплохим показателем (в ЕС-27 образование финансируется на уровне 5,07%). Однако более 70% выделенных денег направляется на выплату зарплаты и оплату коммунальных услуг. Денег на внедрение инноваций в образовании практически нет.
Вторая причина – бюрократия. Для того, чтобы изменить учебный план либо внедрить какие-то изменения, нужно получить кучу лицензий и одобрений, что очень усложняет развитие сферы образования, открытие частных учебных заведений.
Не стоит забывать и о таком важном факторе как недостаток планирования в сфере профессионально-технического и высшего образования. Учебные заведения пытаются увеличить количество студентов и сохранить преподавательский состав, чтобы получить максимальное финансирование. В результате мы получаем выпускников не тех специальностей, в которых нуждается рынок труда, а специалистов с устарелыми знаниями и навыками, которые не отвечают современным реалиям.
Частично, это происходит потому, что учебные заведения получают госфинансирование в зависимости от количества студентов, а не от качества полученных ими знаний.
2 комментаря