
При этом срок владения старой машиной должен быть не менее года, чтобы не было соблазна купить старую рухлядь сразу на утилизацию. И деньги выдадут не наличными, а в виде сертификата, который можно будет использовать только на покупку автомобиля украинского производства и ни на что больше. С идеей выступил хорошо известный народный депутат, глава ассоциации украинских автопроизводителей «Укравто» Тариэл Васадзе. И, между прочим, предложил её на заседании вовсе не экологического парламентского комитета, а таможенного. Очевидно, что экология тут — лишь ширма.
При этом Минэкологии пытается сохранить лицо, делает вид, что вовсе не лезет не в своё дело, и его инициатива — отнюдь не попытка административными методами поддержать умирающий украинский автопром, а направлена именно на улучшение экологической ситуации. Дескать, старые импортные автомобили портят воздух, а новые, причём сугубо местного производства, — его, наверное, очищают и насыщают ароматом роз. В интернете уже появились явно заказные публикации в поддержку именно такой точки зрения.
Но задумка вряд ли вызовет взрыв популярности продукции Васадзе и его отечественных коллег по бизнесу. «Повестись» на предложение правительства могут лишь те, кто рассчитывает получить кредит и может за него расплатиться, или счастливые обладатели груды железа, которая давно не на ходу и автомобилем считается лишь теоретически. Ведь за некоторые модели старых автомобилей можно выручить больше, чем 10 тысяч, если продать их даже на запчасти.
Правда в том, что проблема утилизации старых автомобилей и замены их на новые в стране действительно существует. Средний возраст легкового автомобиля в Украине — 18 лет (дальше от столицы — и побольше), в то время как в России — 13, в США — 9,2. Сравнивать себя и США лучше не будем, там зарплаты слегка повыше, а автомобили при этом дешевле. А причина отличия Украины от России — в том числе и в том, что там программа, аналогичная предлагаемой в Украине, действовала в 2010-2011 годах.
Там на покупку нового ВАЗа выдавали сертификат на 50 тыс. рублей (12,5 тыс. грн.), в рамках этой кампании новые машины приобрели около 600 тысяч россиян, но позже от этой затеи отказались — народ покупал по обмену самые дешёвые модели ВАЗ в ущерб более дорогим. В Германии в годы экономического кризиса (2008–2010) действовала подобная программа поддержки отечественной автомобильной промышленности (там владельцу старого автомобиля выплачивали аж 5000 евро), и тоже потом от неё отказались: многие предпочитали более дешёвые, хотя и менее качественные итальянские и французские автомобили.
И это — жители далеко не бедной страны! Но почему-то считается, что у нас такая мера даст больший эффект. Заметим — это не первая попытка введения такого сбора, подобные разговоры ходили уже давно, периодически то затухая, то вновь усиливаясь. Говорят, «программу спасения утопающих» пытались внедрить примерно тогда же, когда и в Германии, но попытка была признана несвоевременной из-за проблем с бюджетом. Как будто сейчас их нет… Во всяком случае, в бюджете-2013 такие расходы точно не предусмотрены. Тогда за счёт каких средств правительство собирается внедрить упомянутую компенсацию, ведь не из своих же личных? Вот тут и пригодится упомянутый утилизационный сбор.
Размер сбора составит от $500, а на автомобили популярных классов — от $900 до $3800 в зависимости от объёма двигателя (на самом деле тут расчёт более сложный, но округлённо всё сводится как раз к таким цифрам) — и только на импортные автомобили, отходы же собственного производства Васадзе и его соратники берутся утилизировать сами. Правда, ассоциация автоимпортёров ВААИД вполне обоснованно недоумевает, почему ставки утилизационного сбора привязаны к объёму двигателя, а не к реальным расходам на уничтожение непригодных машин? Тем более это непонятно, если вспомнить, что ЗАЗ не производит автомобили с большой «кубатурой», потому речь, очевидно, не может идти о равноценной замене всех классов импортных автомобилей отечественными.
Импортёры пугают подорожанием не только иномарок — как минимум на сумму сбора, — но, вслед за ними, и отечественных автомобилей. В ответ автопроизводители заявляют, что никакого подорожания не будет, —, но тогда непонятно, почему они рассчитывают увеличить прибыли от продажи своей продукции.
Ещё интересная деталь — плательщиками сбора будут не только чистые импортёры, но и предприятия, осуществляющие крупноузловую («отвёрточную») сборку — как, например, КрАСЗ, собирающий SsangYong. От уплаты сбора освобождаются лишь заводы, имеющие собственную сварку и покраску, а таких у нас всего два — ЗАЗ Тариэла Васадзе и «Богдан». Так что традиционный вопрос «Кому выгодно?» заранее предполагает ответ. Впрочем, у нас, кажется, вообще давно не было законопроектов, которые бы не лоббировали ничьих бизнес-интересов.
Правда, это лишь первоначальные намётки, которые, как у нас водится, могут ещё утонуть под грудой поправок. И дата его введения остаётся под вопросом — то ли лето текущего года, то ли начало следующего… Даже обсудить законопроект в парламенте ещё не было подходящего случая: хотя и называли дату 18 апреля, но всё оппозиция мешала… Впрочем, аргументацию инициаторов введения закона (точнее, двух взаимосвязанных) уже знаем — естественно, они говорят не о собственной выгоде, а об отчислениях в бюджет, загрузке мощностей, рабочих местах и т.п. Впрочем, импортёры вместо роста авторынка прогнозируют его обвал и потерю до 10 миллиардов гривен бюджетных поступлений в год. Ведь падение продаж импортных автомобилей отнюдь не означает автоматического расширения рынка продаж автомобилей местного производства в такое же число раз.
Называют и ещё одну причину введения утилизационного сбора — дескать, аналогичная мера, принятая Россией, привела к сокращению экспорта в эту страну украинских автомобилей, потому столь недружественный шаг не должен оставаться без ответа. Впрочем, при ближайшем рассмотрении эта игра в экономический национализм оказывается не более чем фарсом. Ведь «страшную месть» России в виде ответного утилизационного сбора именно на российские автомобили уже планировали ещё в сентябре прошлого года, но все необходимые процедуры для того, чтобы такое решение вступило в силу, Кабмин не выполнил. На сегодняшний день эти ответные меры не более грозны, чем пугало на огороде. Потому теперь тот же самый сбор теперь предлагают брать не только с российских, а и со всех производителей — авось в этот раз подействует, а россиянам в общей компании не будет так обидно!
И напоследок — ещё один подводный камень, теперь для продавцов: точно ли государство намерено оплатить те сертификаты на приобретение отечественных автомобилей, которые будет выдавать, или получится, как с возмещением НДС для тех предпринимателей, кто не имеет друзей в высоких кабинетах?
Владимир Колюбакин




