Поводом для написания этой заметки стал преобладающий скепсис на рынке по поводу качества производимых на Кременчугском НПЗ топлив. Распространённое заводом в преддверии Нового года сообщение о полном переходе на выпуск бензинов и дизельных топлив, соответствующих Евро-4, не возымело должного эффекта.
Тезис «отечественное — значит, плохое» настолько прочно проник в головы украинских трейдеров, что компании перестали даже интересоваться, что происходит на наших НПЗ. Особенно негодуют импортёры, мол, «украинские НПЗ не могут выпускать Евро-4, эта благодать снизошла только на заграничные заводы!».Дабы документально подтвердить увиденное во время январской экскурсии на кременчугском предприятии и восстановить справедливость, «НефтеРынок» запросил у «Укртатнафты» паспорта качества на производимые бензины и ДТ.
В ответ мы получили три паспорта качества: на бензины А-92, А-95 и ДТ. Оказалось, что по ряду показателей и бензины, и ДТ уже подходят к требованиям Евро-5. Так, до заветного пятого рубежа осталось убрать серу из бензинов на 25–26 пунктов (дизтопливо и сегодня «проскакивает» с серой до 10 ppm).
Основное направление работ кременчужан в ходе дальнейшей модернизации будет направлено на последовательное снижение в топливах содержания серы и ароматики. Как уже писал «НефтеРынок», «Укртатнафта» начала строительство установок изомеризации по лицензии французской Axens, а также установки КЦА, которая обеспечит блоки гидроочисток водородом для удаления серы.
Кроме того, по имеющейся информации, в январе в Кременчуг для проверки качества «диковинных» для страны топлив отечественного производства приезжала комиссия из Госпотребстандарта. Чтобы узнать её результаты, мы обратились в контролирующий орган.
В Госпотребстандарте нам сообщили, что, согласно плану проверок в первом квартале 2011 года, специалистами ведомства был проведён государственный надзор по выполнению требований стандартов, норм и правил при производстве, хранении и реализации нефтепродуктов ПАО «Укртатнафта». Согласно документу, отобранные пробы нефтепродуктов были направлены в независимую лабораторию ООО «Испытательный центр горюче-смазочных материалов» (Киев, ул. Суворова, 1). Проверка госорганом подтвердила заявленные «Укртатнафтой» качественные показатели топлив:
–партия бензина автомобильного повышенного качества А-92-Евро вида ІІ класса D (дата изготовления 23.01.2011) отвечает требованиям ДСТУ 4839: 2007 «Бензины автомобильные повышенного качества. Технические условия»;
–партия бензина автомобильного повышенного качества А-95-Евро вида ІІ класса D (дата изготовления 22.01.2011) отвечает требованиям ДСТУ 4839:2007 «Бензины автомобильные повышенного качества. Технические условия»;
–партия топлива дизельного повышенного качества (Евро) класса 0 вида II (дата изготовления 24.01.2011) отвечает требованиям ДСТУ 4840:2007 «Топливо дизельное повышенного качества. Технические условия».
Следует отметить, что проверяемый вид дизельного топлива по определению, приведённому в тексте стандарта, применим для использования в условиях арктического климата. Выпуск такого топлива — ещё одно достижение кременчужан, которое потребители уже смогли по достоинству оценить.
Не хотим, не видим
Исходя из перечисленных показателей, о которых «Укртатнафта» заявила ещё в конце декабря 2010 года, совершенно непонятны тезисы импортёров о неспособности заводов выпускать качественные, соответствующие евростандартам нефтепродукты. Часто приходится слышать их обвинения в сторону нефтепереработчиков об искажении подаваемой правительству информации. Получается, что без малого Евро5-й украинский бензин просто искажает планы импортёров выполнять годовые контракты с белорусскими, литовскими и польскими производителями о покупке миллионов тонн топлива, превышающих к тому же возможности их реализации через собственные сети АЗС.
На последнем заседании ЭАГ 21 февраля о готовности к производству моторных топлив, отвечающих требованиям Евро-4, заявил всем присутствующим главный технолог Одесского НПЗ Сергей Близниченко. По его словам, как только будет решён вопрос с поставкой нефти, завод возобновит производство нефтепродуктов.
В очередной раз о том, что лисичанские инженеры находятся на финишной прямой, напомнил вице-президент по развитию ООО «ТНК-ВР Коммерс» Феликс Лунев. «До конца этапа модернизации нам осталось инвестировать $30 млн из $200 млн. Летом мы полностью перейдём на Евро-4», — заявил он в прошлый понедельник.
В итоге количество качественных нефтепродуктов украинского производства ко второй половине 2011 года может вырасти в полтора раза. Сегодня украинцы, сами того не подозревая, уже два месяца ездят на отечественном бензине Евро-4, а на дизельном топливе — и того более.
2 комментаря